Лексическая тема: "Свет. Осветительные приборы"
Цель:
Задачи:
Оборудование: предметные картинки, наборное полотно.
Логопед создает благоприятную атмосферу для работы на занятии, спрашивает:
- Чему удивлялись с утра?
- А я сегодня удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.
Чтение стихотворения
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
- Давайте поприветствуем друг друга.
Логопед предлагает посмотреть и определить, сейчас на улице светло или темно? (Светло)
- Как мы догадались, что светло? Почему стало светло?
- Главным источником света для нас является Солнце.
Логопед предлагает разгадать ребус. (Свет)
- Сегодня я предлагаю поискать родственников, похожих на слово "свет".
- Выставить картинку солнце с лучиками, на которых будут родственные слова к слову "Свет".
- Скажите, Солнце является единственным источником света? (ответы детей)
- Что еще излучает свет? (Звезды, молния, свечение северного сияния…)
- Все вами перечисленное является источниками света, которые можно разделить на две группы по созданию излучения:
- Солнце, Луна, звезды-это небесные светила. (Логопед выключает электрические лампы - в комнате становится темно)
Обыграть ситуации
- Если попали в темную комнату, где нет электричества?
- Какие источники света можно использовать? (Предлагаются варианты: фонарик, свеча, лампа)
- Если вы попали ночью в темный лес, что поможет вам увидеть дорогу или отпугнуть диких животных, насекомых? (Фонарик, костер, факел)
Приветствуются все идеи, даже фантастические: кто из светящихся насекомых может помочь в лесу? (Светлячок)
На лучик солнца прикрепляется картинка: свет-светлячок.
Упражнение "Что сначала, что потом"
Рассматривание иллюстраций: источники освещения раньше и теперь: свеча, лампа, электрическое освещение.
- Расставьте предметы по порядку, назовите их. (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, лампочка, светодиод)
Прочитать сказку. На лучики солнца прикрепляются картинки: свет-свеча, подсвечник, светильник, светодиод подсветка, светокопия.
Если свет погаснет вдруг, (шаги на месте, руки на поясе)
У меня есть верный друг. (руки на поясе, повороты влево и вправо)
Мне с фонариком не страшно (руки держим в фонариках)
Я иду вперед отважно
Шаг на месте раз, два, три (ходьба на месте, руки на поясе)
Плечи шире разверни.
Упражнение "Собери светофор"
Дети складывают круги в соответствии с цветами и очередностью расположения. В завершение работы дети рассказывают, что означает каждый светофорный сигнал. Логопед показывает фликеры – светоотражающие знаки, которые придумали для того, чтобы дорожное движение было безопасным для пешеходов.
На лучики солнца прикрепляются картинки: светоотражатели, светофор.
Упражнение "Родственные слова"
Рассмотреть картинки на лучиках солнца: светлячок, свеча, подсвечник, светильник, светофор, светоотражатели, светятся, светокопия, светодиод… + карточки-слова: рассвет, просвет, светолюб, светлый, Света, засвеченный.
- Чем похожи эти слова, какое слово прячется в каждом из них.
Вывод: это родственные слова, потому что они похожи друг на друга, в каждом есть корень "-свет (свеч)-".
- Итак, свет и только свет дает нам, людям, такие огромные возможности во всех областях человеческой деятельности. (Читается стихотворение А. Мицкевича)
Как наша прожила б планета,
как люди жили бы на ней,
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам – приветственное слово,
А Солнцу – громкое "Ура"!
- Ребята, вот и подошел к концу наше занятие.
- Понравился он вам?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Повторите родственные слова к слову "Свет".