Цель занятия: формировать у детей в первой группе раннего возраста (1,5 - 2 года) простейшие культурно-гигиенические навыки посредством использования дидактического материала.
Задачи:
Методики и технологии: авторская технология В.Н. Лукьяненко ("Поиграем с куклой (блок "Куклы-чистюли"), методика адаптационных игр Е.Е. Кривенко (блок "Игры-забавы").
Предварительная работа: чтение потешки "Водичка-водичка", Е.Е. Кривенко "Потешки на все случаи жизни", рассматривание картинок и предметов обихода, регулярное мытье рук.
Оборудование: дидактическая кукла-девочка с испачканными ладошками и щечками (цветной мел), кусок мыла, зубная щетка, расческа, губки для посуды, канцелярский файл-мультифора с рисунком, фломастеры (маркеры).
Дети по приглашению воспитателя подходят к дидактической кукле. Воспитатель предлагает поздороваться с куклой.
Воспитатель: Ой, а что это с нашей куклой? Ребята, посмотрите на Дунины ручки и щечки!
Дети рассматривают куклу, трогают ее щеки и руки. Воспитатель побуждает детей обратить внимание на то, что дети, трогая испачканную ручку куклы, испачкались сами.
Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?
Черные ладошки, на локтях - дорожки.
Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала?
Кончик носа черный, будто закопченный.
- Ой, ребята, совсем испачкалась наша куколка. И мы свои ручки испачкали!
- Что же нужно сделать? (Дети отвечают или показывают, что нужно помыть ручки)
Воспитатель: Конечно, нужно помыть ручки! А чем мы будем мыть ручки, мылом? (показывает предметную картинку "Мыло")
- А вытирать чем будем ручки? Полотенцем? (показывает предметную картинку "Полотенце")
- Все вы знаете, молодцы! Давайте помоем ручки с мылом и будем вытирать их полотенцем, чтобы наши ручки были чистые и сухие.
Дети вместе с воспитателем идут мыть и вытирать руки. Войдя в группу, дети находят на столах файлы с рисунками.
- Ох, Дуня-Дуня! И сама испачкалась, и картинки испачкала, пока мы ручки мыли!
Воспитатель показывает детям файлы с нанесенными изнутри контурами лиц и нанесенными на внешнюю сторону файла черточками и точками маркером или фломастером. ("грязь")
- Вот как кукла испачкала картинки! Ой, какие грязные щечки, зубки и носики! Нужно эти зубки почистить! Чем мы будем чистить зубки?
Дети выбирают зубную щетку из предложенных предметов (мыло, щетка, расческа, губка) и с помощью воспитателя стирают щеткой "грязь" с зубов.
- Молодцы! Зубки почистили! А носик и щечки чем будем мыть?
Дети выбирают мыло и губку, стирая влажной губкой "грязь" с лица.
- Ах какие чистенькие личики и зубки! Какие вы молодцы! Устали? Давайте поиграем!
Подвижная игра "Зайка серый умывается"
Зайка серый умывается,
К деткам в гости собирается,
Вымыл хвостик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вытер сухо. (выполняют движения по показу соответственно тексту)
Воспитатель: Ну что, отдохнули, побегали, попрыгали?
- А теперь нам с вами предстоит важное дело!
- Вы большие и все умеете. Нужно научить нашу куклы мыть руки и лицо!
Поможем ей научиться? (да!)
- Покажите кукле, как нужно ручки мыть!
Пальчиковая гимнастика "Моют детки ручки"
Моют детки ручки,
Ручки-белоручки. (трут ладошки друг о друга)
Моют детки пальчики –
И девочки, и мальчики. ("моют" каждый пальчик по очереди)
Моем, моем, раз-два-три,
На ладошки посмотри! (показывают ладошки)
Чисто? (Да!)
Дети вместе с воспитателем моют и вытирают кукле ручки.
Воспитатель: Какие вы молодцы, показали нашей кукле, как правильно мыть ручки!
- Теперь она всегда будет чистенькая! Ведь чистым быть хорошо!
- Не пачкайся больше, кукла! А если испачкаешься – помой ручки, наши ребятки тебя научили мыть ручки, правда, ребята?
- До свидания, кукла! (Воспитатель побуждает детей рассмотреть чистые руки и щечки куклы, попрощаться, помахать рукой)