Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Моя малая Родина - Алтайский край"

Цель занятия - познакомить детей подготовительной группы с их малой родиной - достопримечательностями Алтайского края, его расположением на Карте России, природными богатствами.

Задачи:

  • расширить знания детей о родном крае, достопримечательностях;
  • прививать интерес к истории родного края;
  • познакомить с самой крупной рекой Алтайского края – Обь, его ландшафтом;
  • конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Алтайского края.

Предварительная работа: беседы о российской символике, экскурсия по городу, разучивание стихотворений о малой Родине.

Оборудование: географическая карта России и Алтайского края; флаг и герб Алтайского края; презентация "Мой Алтайский край".

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель и дети стоят в кругу:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? (Да)
- Я предлагаю вам виртуальное путешествие. А помогут нам в этом географические карты. (Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту мир)
- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Карта)

- Правильно, это карта. Посмотрите, как много разных стран на карте, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
- У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна - потому что она - наша Родина!

- Мы гордимся нашей великой Родиной. Россия, ребята, - самая большая страна в мире.
- Ребята, у каждого человека есть Родина - место, где он родился и живет. А как называется город, в котором мы с вами живем? (Рубцовск)
- А кто скажет, как называется край, в котором мы с вами живем? (Алтайский край)

- Правильно, ребята. Алтайский это и есть наше родное место, наша малая Родина.
- Город Рубцовск - наша малая Родина (показ на карте), тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете,
Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей.
Для беленькой березки,

Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья.

Воспитатель: У каждого на свете есть Родина своя. Родиной мы зовем тот город или село, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей. Край, где мы с тобой живем.

- Ребята, а вы любите свою малую Родину? Как вы думаете, почему наш край назвали Алтайским. Алтай велик и огромен. Но что, же означает слово Алтай?
- Я расскажу вам легенду о том, почему наш край назвали Алтайским.

Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю.

И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия.

"Алтай" – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. "Алтай" – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем!.. Много лет прошло с тех пор.

Стихотворение "Алтай"
(М.И. Юдалевич)

Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога.
Вам геолог расскажет, геолог расскажет про золото.
От забытых веков, с незапамятных пор -

Это край золотых, край невиданной щедрости гор.
Что такое Алтай?
Вы спросите теперь зверолова и услышите – золото,

То же услышите слово – это лисы и выдры, горностаи и соболя,
Это мягкое золото, то, что таежная дарит земля.
Что такое Алтай?
Вы спросите о том чабана.

- Это золото, скажет он, – край золотого руна.
Хлебороба спросите – комбайнера и тракториста.
- Это золото, – скажут, – да, золото во поле чистом.

Воспитатель: Что же означает слово Алтай? (ответы детей)
- Правильно, золото – это богатство. С давних пор люди знали, что наш край очень богат.

- А давайте вспомним, чем же богат наш край? (перечисляют)
- Когда говоришь "Алтай" – то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озера, быстрые реки.

Рассматривание герба и флага Алтайского края

- Обратите внимание, флаг имеет красно – синее поле. Слева на синем фоне изображен колос – как символ сельского хозяйства, а в центре герб края, где тоже изображены колоски пшеницы.

- В крае много полей, на которых выращивают пшеницу. Пшеница очень ценное растение, т.к. из нее производят самый главный продукт – хлеб.
- В нашем городе есть большое предприятие "Мельник", где перерабатывают пшеницу, делают муку, макароны и другую продукцию.

Игра "Кто быстрее соберет флаг и герб из разрезных картинок"

Воспитатель: В нашем крае очень много - городов, сел, деревень. Какие из них вы знаете?
- Почему этот город на карте обозначен крупнее других?... (это главный город края, столица)
- Как называется столица Алтайского края? (Барнаул)

- Знаете, почему он так называется?
- А называется он так потому, что когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – "Волчье озеро".
- А может кто-то догадался, почему это озеро так называется? (в этих местах водилось много волков)

Физкультминутка

Утром рано мы встаем, (поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном, (показать руками на окно)
Он проснулся, он живет, (руки на поясе, пружинка в обе стороны)

Нас на улицу зовет. (ходьба на месте)
Мы живем, мы растем в нашем городе родном! (постепенно подняться на носки с поднятыми руками)

Продолжение беседы

Воспитатель: Наша карта разного цвета. Как вы думаете, что означает каждый цвет? (коричневый – горы, зеленый – леса, желтый – степи, голубой – реки)
- Что означают синие извилистые линии? (реки)

- Обратите внимание на реки Бия и Катунь. Они берут свое начало в горах, и сливаются в одну могучую реку Обь.
– А как называется река которая протекает возле нашего города? (Алей)

- Кто знает, какая рыба водится в реках Алтая? А еще в них водится ценная рыба: семга, таймень, хариус, стерлядь.
- Что означает желтый цвет на карте? (степи)

- В Алтайском крае много степей. Это Кулундинские степи.
- Их название произошло от слова кулун – жеребенок, потому, что когда-то здесь в Кулундинских степях паслись стада лошадей.

- Что означает коричневый цвет на карте? (горы)
- На Алтае есть горы – это Горный Алтай.
- Да, ребята, у нас на Алтае находятся прекраснейшие горы, богатые полезными ископаемыми, золотом, медью, рудой.

- Здесь расположены рудники, известные во всем мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора.
- Из него изготавливают красивые вазы, шкатулки для украшений. Их изготавливают специальные мастера – камнерезы.

- В горах растут деревья с длинной хвоей – это кедры. В каждой кедровой шишке пригоршня орешков, не простые они, а золотые.
- Кедровые орехи очень вкусные и полезные. (Рассматривание кедровых орехов)

- Что означает зеленый цвет на карте? (леса)
- Наш Алтайский край богат лесами. В лесу живет много зверей: белки, соболя. Соболи - "пушистое золото Алтая", они обладают очень ценным мехом.
– А каких вы зверей знаете? (Лисы, зайцы, волки, ежи, медведи, лоси, рыси)

- Молодцы! Посмотрите на этих животных. Как вы думаете, кто это? (олени)
- Это не простые олени, их называют маралы. Их специально, разводят в Горном Алтае, потому, что их рога обладают лечебными свойствами.
- Когда рога отрастают, их спиливают и перерабатывают на лекарства. А у оленя отрастают новые рога.

Повторение изученного

- Ребята, мы сегодня много беседовали о нашей Родине, читали стихи, рассматривали иллюстрации.
- Что же такое для вас Родина? (Россия, Алтайский край, г. Рубцовск, наш дом, наша улица, наш детский сад)
- Вспомните, почему наш край назвали Алтайским?

- Какой город самый главный в нашем крае?
- Назовите какие реки текут в нашем крае?

- Чем богат наш край?
- Какие животные живут в лесах?

Итог занятия

- Вот и закончилось наше путешествие. Нет, не закончилось изучение нашей Родины. Вы будете расти, и узнавать что-то новое. Потому что Родина не только, то что вокруг тебя, но и ты сам.

Игра "Моя Родина"

- А сейчас поиграем в игру. Я буду зачитывать первые три строки четверостишия, а вы будите договаривать последнюю строчку "Это Родина моя".

Реки чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки - ... (Это Родина моя!)

Горы снежные вершины,
Прячут ввысь за облака.
Что за чудная картина? (Это Родина моя!)

Где поля и степь без края,
На цветах блестит роса.
Песни птиц, жужжанье шмеля? (Это Родина моя!)

Лес, как царство Берендея,
В нем живут медведь, лиса.
А в тайге есть даже тигры. (Это Родина моя!)

Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге – море, солнце. (Это Родина моя!)

Где город города прекрасней,
А всех важней из них Москва.
Цвет флага – белый, синий, красный, (Это Родина моя!)

- Дорогие ребята! Любите свой город, свою малую Родину.
- Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите природу, храните обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.

Размер:
20.96 Kb
Скачали:
9