Цель НОД: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи детей подготовительной группы с ОНР по теме "Наша Родина Россия".
Задачи:
Активизация словаря: Россия – наша страна, Родина, россияне, президент, герб, флаг, гимн.
Предварительная работа:
Оборудование: проектор, презентация "Наша Родина Россия", аудиозапись "Гимн РФ", фотография президента РФ В.В. Путина, эмблемы с российской символикой, разрезные картинки российского флага, бумажные самолеты для развития речевого дыхания.
Педагог: Здравствуйте дети, давайте с вами друг друга поприветствуем.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. На каком транспорте можно путешествовать?
Дети: Мы можем путешествовать на поезде, машине, автобусе, корабле, велосипеде, самолете
Педагог: Я предлагаю отправиться в путешествие на самолете, но чтобы наш самолет полетел, надо выполнить специальное упражнение.
Упражнение "Самолетики"
(развитие плавного речевого выдоха)
- Вдох носом, выдох ртом: приводят в движение самолетики.
- Ребята, сели ровно, спинки выпрямили, плечи расправили, ручки положили на колени, ножки подружили, посмотрели на меня – улыбнулись.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране.
- Как она называется? (Россия)
- Правильно, Россия. Какая она наша Россия? (Наша Россия большая, любимая, красивая, богатая ...)
- Россия – самая большая и красивая страна. А все люди, живущие в России, называются ... (россияне)
- Каждый россиянин любит свою страну. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. (показывает слайд с картой России)
- Наша страна очень богата. Посмотрите, на экран и назовите чего много в нашей стране?
Дети: В России очень много рек, озер, лесов. В России много полей, гор.
Педагог: Послушайте стихотворение "Необъятная страна".
Если долго-долго-долго,
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда,
И леса, и города,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Ребята, о чем это стихотворение? (о Родине)
- Что такое Родина? (Родина - это место, страна, где мы родились)
- Как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Кто является президентом нашей Родины – России? (Президент нашей - Родины Владимир Владимирович Путин)
- Кто такой президент? (Это главный человек в нашей стране)
- Чем он занимается? (Он руководит страной, принимает законы, чтобы мы с вами жили хорошо)
- В мире много разных стран, у каждой страны есть свои символы, есть они у нашей России. Вы, знаете их? (ответы детей)
- Сейчас мы рассмотрим первый символ - флаг РФ.
- Перечислите цвета флага? (белый, синий, красный)
- Что означает белый цвет? (Белый цвет флага означает чистоту, искренность)
- Что означает синий цвет? (Синий цвет означает веру и верность)
- Что обозначает красный цвет? (Красный цвет флага означает мужество, силу и кровь, пролитую при защите Родины)
- Правильно ребята. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру .
Игра "Собери Государственный флаг"
Дети собирают рисунок на доске.
Воспитатель демонстрирует герб России: Ребята, какой следующий символ нашей страны. Вы видите на экране? (Герб России)
- Что изображено на гербе нашей страны? (На гербе нашей страны изображен двуглавый орел)
- Скажите ребята, почему у орла две головы? (Орел смотрит во все стороны, значит, он не пропустит ни одного врага)
- Правильно, ребята, орел охраняет государство, смотрит на две стороны света, поэтому у него две головы, чтобы все знали, Россия - сильная и смелая держава.
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Найдите под какой цифрой находится наш герб?
Игра "Найди герб"
- О России сложено много песен. Но есть самая главная песня. Что это за песня? (Гимн – это главная песня страны)
- Верно, гимн - самая главная торжественная песня страны. Государственный гимн исполняется во время важных государственных событий.
- Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, ветеранам труда, ученым - вручают награды.
- Гимн слушают стоя, проявляя уважение. Если герб и флаг мы видим, то гимн мы можем только слышать Я предлагаю встать и послушать, наш гимн.
Звучит "Гимн РФ" А. Александров, дети встают.
Педагог: Ребята, а сейчас, давайте отдохнем.
Физкультминутка "Смотрите в небе самолет"
Дети выполняют движения под музыку в постепенно возрастающем темпе.
Смотрите, в небе самолет,
А в самолете том пилот.
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает.
Под самолетом – то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод
Педагог: Ребята, вы уже много знаете о нашей стране, а ее символах и богатствах. Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в наш любимый детский сад на самолете.
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре -
Прилетел наш самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево)
Педагог: А еще народным символом России является русская береза. Береза - это красота и гордость нашей страны.
- В России верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. Скажите, что вы желаете нашей Родине?
Дети: Я хочу пожелать своей Родине счастья. Я хочу пожелать...
Педагог: Молодцы! Ребята, что Вам больше всего понравилось в нашем необычном путешествии?
- На память о нашем путешествии я хочу вручить медальки за ваше старание.