Цель занятия: развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора.
Задачи:
Предварительная работа:
Методы и приемы: вопросы к детям, словесный, наглядный, игровой, практический.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, избушка, корзиночка с пластмассовыми яичками (по кол-ву детей), наполненные конфетами; аудиозапись, платок, борода из синтепона, кепка, 2 яичка (золотое и белое), цыпленок, 2 деревянные ложки, игрушка Курочка в корзинке, "пальчиковая" мышка, бумажные цветы и бабочки.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, на улице стало теплее, солнышко стало светить ярче.
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко!
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди,
Нам во двор бежать,
Нам сказку встречать!
- Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)
- Вы хотели бы поехать в гости к Сказке?
- Наш "Паровозик" ждет вас, чтобы отвезти.
- Мы отправимся сегодня с вами в сказочный лес. Вы готовы отправиться вместе со мной? (да!)
Построение детей в цепочку, держась за плечи друг друга. Воспитатель впереди - "Паровозик".
Воспитатель: Ребята, а как гудит паровозик?
- Давайте с вами вдохнем воздух носиком и произнесем на выдохе Ту-Ту-Ту. (повторить 2-3 раза)
Звучит музыка и паровозик отправляется.
- Ой, ребята посмотрите, куда мы с вами приехали. Мы с вами приехали на сказочную поляну. Что же такое растет на полянке?
- Посмотрите, кто же сидит на цветочках? (бабочки)
- Ребята, а летать бабочки умеют? (умеют)
- Сейчас давайте подуем на бабочек, чтобы они с цветочков полетели. Но дуть мы с вами будем, так, чтобы наши щечки не раздувались.
- Мы будем носиком вдыхать, а через ротик будем дуть на бабочек, так чтобы каждая бабочка улетела на свой цветочек.
- Молодцы, у всех бабочки прилетели на свой цветочек! Посмотрите, какая у нас с вами получилась красивая полянка.
- А теперь покружитесь, повертитесь и в сказке окажитесь! (Дети кружатся под музыку)
Стоит избушка, выходит Бабка. (переодетый в платок воспитатель, садится на скамейку, в руках корзинка с курочкой)
Бабка: Здравствуйте, дети!
- Присаживайтесь, посмотрите,
- Кто это у меня живет? (раздается фонограмма "кудахтанье". Бабка показывает игрушку курочку)
- Это моя курочка, я ее очень люблю.
Курица-красавица
У меня живет
Ах, какая умница,
Курочка моя.
Шила мне кафтаны.
Шила сапоги,
Вкусные, румяные
Пекла пироги!
- Курочка моя, умница моя, проголодалась.
- Вот пшено, водичка, дай ты нам яичко! (дает пшено и водички, достает из-под курочки яичко)
Бабка: Снесла курочка яичко не простое, а золотое. (показывает детям)
- Ой, ребятки, а дедушка то мой уехал на рыбалку. Кто хочет быть дедушкой?
- Баба била-била–не разбила, дед бил-бил - не разбил. (стучат деревянной ложкой по яйцу)
- Тут раздался какой-то шорох. (скребет и достает "пальчиковую" мышку)
- Да это же мышка!
Пальчиковая игра "Мышки":
Вот как наши ребятишки
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут. (Дети "скребут" пальчиками по бедрам)
Ш-ш-ш…
Бабка ("пальчиковой" мышкой): Мышка бежала, хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось...
Плачет дед. Плачет баба. (закрывают лицо руками)
Не плачет только Курочка Ряба …
Фонограмма с голосом Курочки Рябы: Не плачь дед, не плачь баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое. (Бабка поднимает курочку, а под ней яичко)
Курочка Рябя: Дед и Баба, не грустите, а в яичко загляните! (Бабка "открывает" яичко и достает цыпленка)
Бабка: Кто это, ребята? (показывает цыпленка)
- Правильно, цыпленок, курочкин - ребенок!
Снесла курочка много яичек
И стало у нее много деток-цыпляток.
Спасибо тебе, Курочка Ряба.
- Ребятки, что-то наша Курочка загрустила, она цыпляток потеряла.
Пальчиковая игра "Курочка Рябушечка"
Дети ставят по 2 пальчика на оба бедра и имитируют шаги
Курочка-рябушечка
По двору гуляла,
По двору гуляла,
Цыпляток считала. (загибают пальчики на правой руке)
Раз, два, три, четыре, пять!
Посчитаю их опять: (грозят пальчиком и загибают пальчики на левой руке)
Раз, два, три, четыре, пять!
Бабка: Курочка цыплят считала,
Всех конечно потеряла…
- Ребятки, Курочка хочет с вами поиграть, она приглашает вас погулять на полянку. Вы будете ее цыплятками? (да!)
Бабка одевает детям полумаски и берет в руки курочку.
Подвижная игра-импровизация
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать. (шаги на месте с высоким подниманием колена)
А за ней ребятки - желтые цыплятки. (прыжки на месте, руки на поясе)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите, зернышки ищите! (в приседе имитируем разгребание лапами земли)
Бабка: Молодцы ребятки, Курочка хочет угостить вас яичками. (отдает детям корзинку с яичками, прощается)
- До свидания, ребята! (уходит за избушку, снимает платок)
Воспитатель: А теперь настала пора возвращаться нам из сказки, в детский сад. Мы поедем на нашем паровозике. (Построение детей в цепочку, держась за пояс друг друга. Воспитатель впереди - "Паровозик")
Воспитатель и дети:
Ту-ту-иу (повторить 2-3 раза)
Звучит музыка и паровозик отправляется.
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а в какой сказке мы были в гостях? (дети отвечают)
- Что снесла курочка? (яичко)
- А кто его разбил? (мышка)
- Молодцы. Сказку, вижу, вы запомнили. Вам понравилась наша игра?
- Замечательно, мы обязательно еще поиграем.
- А теперь посмотрим, какой же подарок оставила нам Курочка. (Дети рассматривают корзиночку и достают из нее пластмассовые яички – с сюрпризом, открывают их)