Цель занятия: формировать умение образовывать и верно употреблять относительные прилагательные.
Задачи:
Оборудование: предметные картинки с изображением злаков и круп, образцы крупы, сюжетные картинки "Откуда хлеб пришел", индивидуальные предметные картинки.
Игра "Условный сигнал"
Если педагог хлопнет в ладоши один раз, дети встают на носочки, если два раза - приседают, три раза - закрывают лицо руками.
ФБМ. Растяжка. Кулачок - животики - плечики - прогнулись - потянулись.
Логопед читает детям стихотворение и после спрашивает, как дети думают, о чем сегодня на занятии они будут разговаривать:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
- Правильно! О хлебе и о тех растениях, из которых люди получают хлеб.
Логопед напоминает детям строки стихотворения о человеческом труде в полях по выращиванию хлебных растений. Вывешивает на доску сюжетные картинки в хронологическом порядке, попутно рассказывая о том, что люди сначала пашут землю, потом сеют.
- Дальше хлеб растет, далее следует жатьба хлеба и уборка. Потом зерно перемалывают в муку. Из муки замешивают тесто. В печи выпекается хлеб. Люди покупают хлеб в магазине.
Игра "Скажи какой"
На доске вывешены предметные картинки с изображением злаков. Педагог вместе с детьми называет злаки, показывает детям образцы круп и муки. Логопед предлагает детям ответить на вопросы.
Мука из пшеницы какая? (Пшеничная)
Хлопья из овса какие? (Овсяные)
Хлеб изо ржи какой? (Ржаной)
Крупа из кукурузы какая? (Кукурузная)
Лепешки из риса какие? (Рисовые)
Каша из гречихи какая? (Гречневая)
Хлеб из пшеницы какой? (Пшеничный)
Кисель из овсяных хлопьев какой? (Овсяный)
Игра "Подбери признак"
Логопед предлагает детям подобрать признаки:
Игра "Лакомки"
Логопед предлагает детям вспомнить свои любимые лакомства и сказать, с чем они любят пить молоко или чай.
- Я люблю пить молоко с пряником. Я люблю пить чай с печеньем.
- А я люблю пить чай с булкой и вареньем. Я люблю пить сок с сухариком.
Как же хлеб нам получить?
Будем всех сейчас учить. (поглаживают спину впереди стоящего ребенка сверху-вниз)
Сахар, соль, муку и дрожжи
Нужно вместе размешать. (тоже... легкими круговыми движениями)
В смесь добавить воду, масло.
Замесить и настоять.
В формы тесто разложить
И в духовку положить. (похлопывают по спине впереди стоящего ребенка)
Хлеб испекся, доставай
И на стол нам подавай! (поглаживают спину ребенка впереди сверху-вниз)
Хлеб - хлебушек, батон - батончик, пшеница - пшеничка, пирог - пирожок, булка - булочка, пряник - пряничек, сухарь - сухарик, баранка - бараночка.
Логопед раздает детям картинки с изображением хлебобулочных изделий, каши и злака. Ребенку нужно сказать, какой у него продукт, из чего он сделан.
Логопед оценивает деятельность каждого ребенка. Прощается.