Конспект познавательной деятельности "Часы для Деда Мороза"

Цель: обобщение представлений о применении разных видов передачи движения в различных механизмах и устройствах в быту.

Задачи:

  • Закрепить представления о механизме движений зубчатых передач, о "ведущем" и "ведомом" колесе, взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса (диаметром и количеством зубьев) и скоростью вращения.
  • Развивать творческие способности и логическое мышление детей.
  • Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: конверт с письмом, карточка "Найди лишнюю снежинку", 3 снежинки с заданиями, настольная лампа, снежинки-вата, канатная дорога, набор "Карусель", фигурки человечков и животных, карточки предметов невращающихся и вращающихся, карточки "Обведи по клеткам", презентация "Дед Мороз" и др.

Ход занятия

Сюрпризный момент "Письмо от Деда мороз"

Открывают конверт, а там белый лист.
Ничего не пойму, может над нами кто-то подшутил? Или может быть письмо написано какими-то светлыми чернилами?
Письмо написано невидимыми чернилами, а что нам может помочь, чтобы его прочитать?

Скажите, лампа – это опасный или безопасный предмет? (ответы детей)
Верно опасный. Как нужно держать письмо, чтобы не получить травму. Что произошло? О чем говорится в письме?

Основная часть

Упражнение "Найди пару"

- Ой, что еще выпало снежинки. Так здесь нарисованы снежинки. Одна из них будет указывать нам дорогу.
- Отыщите помощницу на рисунке – у нее нет пары!

Дыхательная гимнастика

- Кто дольше удержит снежинку в воздухе? Улетела снежинка.

Обобщение знаний

- Перед нами сосновый бор, просвета нет, как мы можем перебраться на ту сторону леса. Снежинка видна на той стороне. Подумаем, как можно перебраться? (Варианты ответов. Канатная дорога)
- Посмотрите, что это на снежинке нарисовано. Шестяренка или колесо?
- Какой формы эта деталь?

- Чем это колесо отличается от обычного колеса? (зубчиками)
- Поэтому это колесо мы назовем "зубчатое колесо" или второе название шестеренка.
- У этого зубчатого колеса есть друзья, которые очень похожи на него. Посмотрите в коробочку и найдите там другие зубчатые колеса.
- А чем они отличаются?

- Они имеют разное количество зубчиков. Есть прямые зубчики и в форме короны, они так и называются: прямозубые зубчатые колеса и коронное зубчатое колесо.
- Ребята, а вы знаете, как зубчатые колеса приветствуют друг друга? А как здороваются люди при встрече? (перечисляют варианты)

- А у зубчатых колес нет рук, у них есть зубчики. И если шестеренки стоят рядышком, так что их зубчики соприкасаются – это значит, что они здороваются.
- Зубья колеса препятствуют скольжению. Все зубчатые колеса должны входить в надежное зацепление друг с другом, чтобы передача (зубчатая пара) могла эффективно работать.

- За счет чего передается движение. Если одну из шестеренок начать двигать в зубчатой передаче, то и вторая тоже начнет двигаться, и чем быстрее двигается одна, тем быстрее двигается и вторая шестеренка.
- Что такое ведущее колесо?

- Ведущее зубчатое колесо – это колесо, поворачиваемое внешней силой, в данном случае вашей рукой.
- А где ведомое? Почему оно так называется?

- Любое зубчатое колесо, поворачиваемое другим зубчатым колесом, называется ведомым колесом.
- Звери хотят поиграть с нами. Сделаем карусель для белок.

Практическая деятельность детей

- За счет чего идет движение?

Физминутка "Карусели"

Идут по кругу и произносят слова песенки:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом -
Все бегом, бегом, бегом. (Сначала дети идут медленно, а после слова "бегом" бегут по кругу)

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два -
Вот и кончилась игра. (Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается)

Загадка от белок на снежинке

Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.

Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (Камень)

- Камень на пути, под ним лежит наша снежинка, как мы его можем сдвинуть, с помощью рычага, там на снежинках задание "Продолжи ряд из деталей".
- Из конструктора выкладывается ряд по цвету.

Слышен звук музыка Бабы яги.
- Баба яга, помогите разобраться, какие предметы вращаются, а какие нет. (раскладывание карточек по кучкам)
Баба яга дает карту "Соедини по точкам" (телефон) и звучит инструкция деда мороза, куда двигаться дальше. (отсчитайте столько то шагов)

Заключительная часть

Дед Мороз не может понять, что случилось с часами. Рассматривание механизмов 2 видов, выяснение движения шестяренок, в каком направлении, на какой может быть часовая стрелка, минутная, почему, какой механизм выберем?

Давайте подарим Деду Морозу новые часы. Дед Мороз благодарит детей, бьют часы и дает мешочек для загадывания желаний.

Рефлексия

- О какой помощи попросил Дед Мороз?
- Что узнали нового?
- В чем затруднялись?

- Что было легко?
- Что понравилось больше всего?

Размер:
17.21 Kb
Скачали:
9