Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Почему и отчего"

Цель: учить детей составлять вопросительные предложения, правильно пользоваться словами "почему", "отчего", "когда", "сколько", "что", "где".

Задачи:

  • соблюдать интонационную выразительность;
  • учить образовывать новые слова, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги;
  • учить различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие звуки.

Ход занятия

Оргмомент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.

Вспитатель обращается к гостям:
Вы пришли сегодня к нам,
Рады мы всегда гостям.

- Ребята, давайте с гостями поздороваемся.
- А теперь присаживайтесь на ковер. Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.

Ра-ра-ра – начинается игра,
Лы-лы-лы – забиваем мы голы,
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,
Са-са-са – под кустом сидит лиса,

Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима,
Ша-ша-ша – мама моет малыша,
Ар-ар-ар – кипит наш самовар,
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь,

Та-та-та – у нас в доме чистота,
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч – наступила ночь.

- Какие вы у меня молодцы. А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места, но прежде всего, нам нужно разделить свои имена на слоги хлопками. (Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, я недавно гуляла по городу и села на скамейку. Мимо шел дедушка с внуком, который постоянно задавал ему вопросы:

  • Почему днем светло, а ночью темно?
  • Почему у рыбы хвост, а не ноги?
  • Почему животные пищат и рычат, а птицы поют?
  • Почему листья зеленые?
  • Зачем дождь идет?
  • Отчего небо синее, а земля коричневая?

Дедушка ответил несколько раз, а потом сказал: "Ну, не внук, а Почемучка".
Воспитатель: А как вы думаете, хорошо быть Почемучкой или плохо? (Дети отвечают)
- Конечно это хорошо. Потому что, кто много знает, тому легче жить.

- Давайте вспомним слова с которых начинаются вопросы. (Дети вспоминают: отчего, зачем, почему и т.д.)
- Теперь надо выбрать тему и задать вопрос. (Поочередно каждый ребенок выходит и задает вопрос)
- А сейчас послушайте стихотворение "Почемучки и всезнайки".

Целый день "Зачем? Когда?"
Все всегда им интересно
Все для вас не ерунда.

Надо знать зачем, откуда,
Как, когда и почему.
Интересно все на свете
Сто вопросов на ходу.

Почемучки, вы дерзайте,
Узнавайте все вокруг.
Сто вопросов задавайте,
Знаешь ты, пусть знает друг.

Воспитатель: Сейчас давайте поиграем "Какой звук ударный?" (С мячом)

Мишка – "и", дерево – "е", шляпа – "я", помидор – "о", яблоко – "о" и т.д.

Физкультминутка

А – мы сели,
Б – мы встали,
В – на ножке поскакали,
Г – мы бодренько нагнулись,

Д – все плавно потянулись,
Е – попрыгали все дружно.
Буквы все узнать нам нужно!

Звуковой анализ слова "Мишка" (разбор у доски 2-3 ребенка). Обратить внимание, куда падает ударение. (какой звук ударный, какой безударный)

Игра "Придумай слова"

Тема: "Магазин". Предложить детям назвать предметы, которые продаются в магазине промышленных товаров со звуком "ш". В конце игры подводится итог, у кого больше фишек за придуманные слова.

Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами учились задавать вопросы, узнали много вопросительных слов.
- Напомните мне какие это слова?

- Также мы с вами учились определять ударение в словах, проводить звуковой анализ слов, придумывать слова на заданный звук.
- Еще раз молодцы, ребята!

Рефлексия

Предложить детям взять картинки.

  • если занятие понравилосью;
  • если занятие не понравилось.
Размер:
32.41 Kb
Скачали:
10