По образовательной области "Познавательное развитие".
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем встают в круг, взявшись за руки произносят:
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы друг другу улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
Будем нежно говорить,
Счастье, радость всем дарить
В мире все вокруг прекрасно,
Солнце светит в небе ясном.
Радуемся с каждым днем,
В группе дружно мы живем.
Раздается стук в дверь. Залетает Сорока.
- Я Сорока-Белобока
По лесу летала, по полю скакала,
Письмо увидала.
Здесь я адрес прочитала
И с небесной высоты
Быстро садик отыскала.
Вам его вручу сейчас.
Дети группы "Теремок"?
Хорошо то как у вас! (Отдает конверт)
Но уже пора прощаться,
Нужно в лес мне возвращаться. (Улетает)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой необычный красивый конверт. Давайте посмотрим, действительно это письмо нам? (Читают адрес)
- Посмотрим что же внутри. (Воспитатель достает письмо и читает детям)
Письмо
Приглашаю, дети, вас
Я в свои владения.
Но заданье сделать вы
Должны без промедления!
Вот задача непростая
В загадочном конверте есть.
Отгадать должны вы слово,
Зашифрованное здесь. (Достает табло с зашифрованным словом, прикрепляет его на магнитную доску)
Вы по станциям пройдите.
В помощь карта вам – возьмите. (Достает карту)
Волшебный камень покрути,
Он поможет вам в пути. (Достает камень)
Что ж, ребята, в добрый час!
Очень буду ждать я вас!
(Хозяйка Медной горы)
Воспитатель вместе с детьми рассматривают карту. На карте обозначены шесть станций. Объясняет детям, что на каждой станции Хозяйка Медной горы оставила задание, которое нужно выполнить.
За каждое выполненное задание откроется одна буква. Всего станций шесть и в слове, которое нужно открыть тоже шесть букв. Если дети выполнят все задания, то окажутся во владениях Хозяйки Медной горы.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие и встретиться с Хозяйкой Медной горы? Готовы выполнить трудные задания? (Ответы детей)
- Ну тогда в путь! А поможет нам добраться до станции волшебный камень.
Смотрят на карту и читают название первой станции "Расскажи-ка". Воспитатель крутит волшебный камень, дети закрывают глаза и произносят слова: "Крутись, камень, не спеши, к первой станции путь покажи!"
Все вместе находят станцию № 1 с названием "Расскажи-ка".
Воспитатель: Дети, да здесь конверт какой-то лежит. Это, наверное, Хозяйка Медной горы нам задание оставила. Давайте посмотрим.
На первую станцию ты поспеши.
Ты про страну, про свой край расскажи.
Мы и про флаги расскажем немного,
А знания наши нам в этом помогут. (Дети выполняют задания)
- Назвать страну, в которой мы живем. Кто президент нашей страны.
- Назвать нашу область и главный город нашей области.
- Назвать город, в котором мы живем.
- Назвать улицу, на которой ты живешь.
- Показать флаг России, флаг Челябинска и флаг города Верхний Уфалей.
- Рассказать что изображено на каждом флаге и что это обозначает.
- Как называется наш край? (Урал)
- Что обозначает слово "Урал"? (Урал в переводе с башкирского языка – это пояс)
- Показать на карте где находятся уральские горы и рассказать, что изображения гор на карте похоже на пояс.
Речевая игра "Передай сердечко и скажи словечко"
Дети передают сердечко и отвечают на вопрос "Какой наш Урал?" одним словом прилагательным: любимый, красивый, могучий, сильный, богатый, милый, трудовой, родной, загадочный, сказочный и т.д
Дети выполняют задание. воспитатель хвалит детей, что задания выполнены верно и открывает на табло первую букву "Р".
Воспитатель снова крутит "волшебный" камень, дети закрывают глаза и произносят слова: "Крутись, камень, не спеши, ко второй станции путь покажи!" Воспитатель достает задание из конверта.
Много профессий в городе нашем.
Мы про них тоже немного расскажем.
Еще на экскурсию в город пойдем.
Здания важные мы назовем.
Дидактическая игра "Хлопни в ладоши"
Задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в нашем городе есть люди данной профессии. Например: моряк, врач, пилот, сварщик, продавец, учитель, стюардесса, воспитатель, строитель, космонавт, крановщик, повар и т.д.
Дидактическая игра "Кому нужен этот предмет"
Дети достают из мешочка предмет, называют его и называют для какой профессии нужен данный предмет.
"Назови здание родного города" (Презентация)
Дети выполняют задание, воспитатель хвалит детей, что задания выполнены верно и открывает на табло вторую букву "О".
Воспитатель снова крутит "волшебный" камень, дети закрывают глаза и произносят слова: "Крутись, камень, не спеши, к третьей станции путь покажи!" Достает задание из конверта на третьей станции.
Народы дружат на Урале.
Вы такого не видали?
Ну давайте же сейчас
Мы начнем про них рассказ.
- Выбери куклу в наряде с уральской росписью.
- Исполнить уральский хоровод.
На лугу у ворот, где рябина растет,
Мы в тенечке, холодочке заведем хоровод.
Про Урал мы споем,
В гости вас позовем,
Землянику и чернику собирать в лес пойдем.
Неспроста говорят, что Урал наш бргат,
Изумруды и алмазы ярче солнца горят.
Кто у нас побывал, кто наш край повидал,
Не забудет, не забудет голубой наш Урал!
- Назовите костюмы народностей Урала. (Татарский, башкирский, украинский, русский, цыганский и др.)
Дети выполняют задание, воспитатель хвалит детей, что задания выполнены верно и открывает на табло третью букву "Д".
Воспитатель снова крутит "волшебный" камень...
Знаем много мы стихов,
Да и сказок тоже.
Мы расскажем и открыть
Букву это нам поможет.
- Назвать автора и произведение по картинке П.П. Бажова "Серебряное копытце". Назвать главных героев данной сказки. (Охотник Кокованя, девочка Даренка, кошка Муренка и козлик Серебряное копытце)
- Какие еще сказки П.П. Бажова вы знаете? ("Хозяйка Медной горы", "Голубая змейка")
Рассказать докучные сказки Вставить докучные сказки. Дети должны объяснить почему сказки называют докучными. Прочитать стихотворения уральских поэтов. Назвать автора и название.
Дети выполняют задание, воспитатель хвалит детей, что задания выполнены верно и открывает на табло четвертую букву "И".
Будто в прошлом на Урале
Побываем мы сейчас.
Про старинные предметы
Вместе поведем рассказ.
Дидактическая игра "Назови старинный предмет"
Чугунок, ухват, коромысло, корыто, веретено, прялка и др. Дети берут каждый по одной карточке и называют предмет и его назначение.
Воспитатель: Ребята, на Урале уже очень много лет существует народный промысел – литье из чугуна. Как называется этот промысел? (каслинское литье)
- Покажите эти художественные изделия. (Дети выбирают из различных художественных изделий изделия – каслинское литье)
- Назовите город, в котором есть завод по производству каслинского литья. (Касли)
Дети выполняют задание, воспитатель хвалит детей, что задания выполнены верно и открывает на табло пятую букву "Н"
В лес попали мы Уральский.
Просто сказка, а не лес!
Мы про всех зверей расскажем
И прочтем мы слово здесь.
На столе разложены картинки с изображением животных. Дети выбирают животных, которые живут в уральском лесу и называют их. Нужно назвать самое крупное животное, которое живет в уральском лесу. (Лось)
- Назвать самое маленькое животное уральского леса. (Землеройка)
- Почему это животное так называется? Какого оно размера? (Не более 3 см)
- Назвать животное уральских лесов, которое занесено в "Красную книгу". (Выхухоль)
Объяснить что такое "Красная книга" и почему она так называется. (ответы детей)
На табло открыто слово "Родина". (Дети читают)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает, что действительно, Родина – эта наша огромная прекрасная и самая красивая страна Россия. Это еще и тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом, где нам все знакомо и очень дорого.
Для России наш город – частица
А для нас он родительский дом.
И мы рады,
Что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня прошли очень долгий, трудный, но интересный путь. Вы большие молодцы, очень старательные и умные дети.
- От себя я хочу вам вручить символ ума и мудрости – медальоны с изображением совы.
- А вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Что было самым трудным для вас?
- Если путешествие вам понравилось, возьмите каждый драгоценный камушек и положите его в волшебную шкатулку.
- Теперь после каждого нашего путешествия мы будем пополнять эту шкатулку добрыми воспоминаниями, а в конце года посмотрим сколько же интересных моментов было у нас с вами.