Конспект занятия по детской литературе по сказке К.Д. Ушинского "Не плюй в колодец, пригодится воды напиться"

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель занятия: создание страницы из книжки-малышки при помощи вырезывания персонажей с составлением пересказа сказки К.Д. Ушинского "Не плюй в колодец, пригодится воды напиться и описание характеристики героя с помощью дидактического упражнения "Какой герой?" и беседы по сказке.

Задачи занятия:

  1. прослушать сказку К.Д. Ушинского "Не плюй в колодец, пригодится воды напиться" и дать характеристики героям;
  2. сделать выводы о поступках героев и составить пересказ, направленный на закрепление сюжета сказки;
  3. высказать свое мнение о героях из сказки;
  4. создать страницу из книжки-малышки при помощи вырезывания персонажей;
  5. собрать пазл и дать правильное описание героям сказки;
  6. закрепить знания детей о событиях, произошедших в сказке Константина Ушинского "Не плюй в колодец, пригодится воды напиться".

Словарная работа: поленья, швырять.

Планируемый результат:

  • создана страница из книжки-малышки при помощи вырезывания персонажей;
  • составлен пересказ сказки К. Ушинского "Не плюй в колодец, пригодится воды напиться";
  • дети дали характеристики героям с помощью игрового упражнения "Какой герой?", а также сделали выводы о их поступках.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем занятии. Давайте поприветствуем друг друга.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю тебе "Привет!"
Улыбнись скорей в ответ.

- Вот мы и поприветствовали друг друга. Сегодня на почту нашего детского сада пришло письмо и адресовано оно нам. Хотите его прочитать? (Да, хотим)
- Тогда подойдем к столику и откроем его. (Воспитатель открывает письмо и показывает детям, что внутри)
- Ребята, посмотрите, что находится в конверте? (В конверте лежат части пазла)

- Верно, сейчас вам нужно собрать пазл и посмотрим, какие герои у вас получились. (Дети собирают пазл и у них получаются девочка Маша и мышка с колокольчиком)
- Ребята, вы выполнили задание, кто у вас получился? (Девочка Маша и мышка с колокольчиком)
- Именно они у вас должны были получиться. А какие сказки мы с вами читали, в которых есть данные герои? (Маша и медведь, теремок)

Основная часть

- Хорошо, много сказок вы читали, а сегодня вы узнаете еще про одну сказку, в которой тоже была девочка Маша вместе с мышкой.
- Давайте сядем на стульчики, спина прямая, ноги дружат, руки на коленях.
- Сказка называется "Не плюй в колодец, пригодится воды напиться" и написал ее Константин Ушинский.

- Мне нравится эта сказка, потому что она поучительная и простая. Сейчас мы с вами с ней познакомимся, слушайте меня внимательно.
- Как-то жили дед да баба, у них были дочери. Мачеха невзлюбила дочь деда и приказала ему отвести ее в лес.

- Привез в лес Осталась Маша там, дед уехал, она пряла, а потом кашу заварила и с мышкой поделилась ею, ведь она не была жадной.
- В гости к Маше заявился медведь, чтобы поиграть в жмурки с ней.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что случилось с Машей, когда медведь решил поиграть с ней в жмурки? Давайте, вы сделаете свои предположения. - Подойдите к доске. У вас есть два варианта:

  1. Маша спряталась от медведя, а мышка взяла колокольчик и путала медведя.
  2. Медведь поймал Машу и мышка не помогла ей.

Воспитатель: Ребята, сделайте свои предположения, приступаем, работаем на расстоянии вытянутой руки и только указательным пальцем. (Дети делают свои предположения)
- Эльвира, что ты выбрала?
Эльвира: Я выбрала…

Воспитатель: А ты, Аделя, какой вариант ответа выбрала?
Аделя: Я выбрала…
Воспитатель: А как мы можем это проверить?

- А как мы можем это проверить? (Прочитать сказку)
- Правильно. (закрываем гипотезу)
- Сядьте на свои места, спина прямая. Сейчас я ее вам прочитаю.

Воспитатель: "…а мышка вылезла из-под полу, вбежала девушке на плечо да в ухо и шепчет:
- Не бойся, Маша, туши огонь, полезай сама под печь, а колокольчик мне отдай.

Машенька так и сделала. Стал медведь в жмурки играть: никак мышки поймать не может; а та бегает да колокольчиком звонит.
Ловил медведь, ловил – разозлился, заревел и стал поленьями во все углы швырять: перебил все горшки и миски, а в мышку не попал. Пристал наконец медведь и говорит:

- Мастерица ты, девушка, в жмурки играть! – и ушел.
Воспитатель: Вот мы и прочитали первую часть сказки, на этом она не заканчивается, у нее есть продолжение, но узнаем о ней на следующем занятии.
- Сейчас мы с вами проверим, правильно ли вы сделали предположения. Сейчас мы с вами проверим, кто из вас был прав. Подойдите к доске и посмотрите на свои ответы.

Дети подходят к доске и видят, что кое-кто (Эльвира) сделала неправильное предположение.
Воспитатель: Эльвира, что же случилось с Машей?
Эльвира: Маша спряталась от медведя, а мышка взяла колокольчик и путала медведя.

Воспитатель: Именно такое и произошло с Машей в сказке. Садитесь на свои места.--
- Спинка прямая, ножки дружат. А теперь, ребята, мы с вами проверим, как внимательно вы слушали меня, когда я читала сказку.
- Каких героев мы встретили в первой части сказки? (Девочку Машу, мышку, медведя)

- А какая Маша по характеру? (Добрая, отзывчивая)
- А мышка? (Хорошая, добродушная)
- Хорошо. Почему Маша оказалась в лесной землянке? (Мачеха отправила ее туда)

- К кому она отнеслась с добротой? (К мышке)
- А что сделала Маша. (Она накормила мышку кашей)
- А как вы оцениваете поступок Маши? (Она правильно сделала, что накормила мышку, отнеслась к ней с добротой)

- А как бы вы поступили на месте Маши? (Мы бы тоже пожалели мышку и накормили бы ее)
- А как мышка отплатила Маше за ее доброту? (Она помогла Маше в игре с медведем)

- Верно, ребята, давайте мы с вами прочитаем про этот момент.

"… а мышка вылезла из-под полу, вбежала девушке на плечо да в ухо и шепчет:
– Не бойся, Маша, туши огонь, полезай сама под печь, а колокольчик мне отдай. Машенька так и сделала.
Стал медведь в жмурки играть: никак мышки поймать не может; а та бегает да колокольчиком звонит".

Воспитатель: А как вы думаете, почему мышка помогла Маше? (Мышка помогла Маше, потому что она была добра к ней, накормила ее и поэтому мышка отплатила ей тем же)
- Ребята, вот мы прочитали с вами сказку, чему она учит? (Если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью)

- А вы сами относитесь с добротой к окружающим? (Да, с добротой)
- Хорошо. А сейчас мы с вами проверим, как вы внимательно слушали меня, когда я читала сказку и поиграем в игру...

Игра "Закончи предложение"

Воспитатель: Не бойся, Маша, туши огонь, полезай сама под... (печь)
А колокольчик мне... (отдай)

- Вот и поиграли в игру. И теперь мы с вами выполним несколько интересных упражнений. Встаньте и подойдите к доске.
- Ребята, сейчас мы выполним первое упражнение "Какой герой?". Вам нужно будет собрать пазл, назвать героя и дать ему по три характеристики.
- Работайте каждый на своей стороне, на расстоянии вытянутой руки и только указательным пальцем. Приступаем.

- Кто у тебя получился? (Аделя собирает пазл, у нее выходит девочка Маша, говорит по три характеристики ей: добрая, отзывчивая, заботливая)
Воспитатель: Аделя, ты правильно назвала героя и дала ей верные характеристики. А теперь очередь Эльвиры, кто у тебя получился?

Эльвира собирает пазл, у нее выходит мышка, говорит по три характеристики ей: хорошая, доброжелательная, умная.
- Эльвира, ты тоже справилась с заданием, назвала героя и дала ей характеристики. Обе вы получаете по звездочке.
- А теперь приступим ко второму упражнению...

Упражнение "Найди пару"

- Вам нужно будет сначала запомнить местоположение картинок, а потом найти, вспомнив где они были. Кто будет первым ходить, решим по жеребьевке. - Кто вытянет длинную полоску – тот и первый. Вытягиваем. (Аделя вытягивает длинную полоску, а Эльвира короткую)

- Аделя ходит первой, а потом Эльвира. Итак, смотрим и запоминаем. (Дети запоминают местоположение всех картинок)
- А теперь я их закрою и вам нужно будет найти пары картинок, как закончите упражнение, получите по звездочке.
- Выполняем задание. Не забываем, работаем на расстоянии вытянутой руки, только указательным пальцем, Аделя ходит первая.

Аделя и Эльвира приступают к выполнению упражнения и у них все получается, они заканчивают задание.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились и получаете по звездочке. А теперь мы немножко отдохнем, и первыми отдохнут глазки.

Зрительная гимнастика "А сейчас, а сейчас"

А сейчас, а сейчас,
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.

Головою не верти,
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!

Воспитатель: А теперь и все тело у нас отдохнет.

Физкультминутка "Вверх рука и вниз рука"

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)

Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево)

Воспитатель: Вот мы и отдохнули, а сейчас присаживайтесь за столики, на стульчики, спинка прямая, ножки дружат.
Ребята, посмотрите, что здесь лежит перед вами? (Книга, персонажи, Маша, мышь, медведь, клей, ножницы, кисточки)
- Верно, ребята, вы назвали все предметы правильно. А вы догадываетесь для чего здесь все лежит? (Да, догадались, нам нужно будет создать сюжет из сказки)

- Вы правильно думаете, сегодня мы с вами создадим страницу из книжки-малышки по сказке, которую мы сегодня прочитали.
- Как вы думаете, ребята, какого медведя нам нужно вырезать, тот, что в повязке, или тот, что без повязки? (Тот, что в повязке)
- А почему? (В сказке он играл в жмурки, а для этой игры нужна повязка)

- Правильно, Аделя вырежи медведя с повязкой на глазах. Не забываем про технику безопасности при работе с ножницами.
- А что было с Машей, когда медведь начал играть с ней в жмурки? (Она спряталась за печь)
- Эльвира, вырежи Машу, которая выглядит будто она спряталась. (Аделя и Эльвира вырезали медведя и Машу)

- Вот и вырезали двух героев, но кого еще не хватает? (Мышки)
- Верно, а у мышки было что-то в сказке или у нее ничего не было? (У нее был колокольчик)
- Верно, Аделя, вырежи мышку с колокольчиком, а Эльвира пока приклеит медведя и Машу в книгу, Эльвира возьми клей и расположи наших героев в правильном месте.

Эльвира приклеила всех героев правильно, Аделя вырезала мышку.
- А Аделя теперь приклей мышку в нужном месте страницы. (Аделя приклеивает мышь)
- Посмотрите, ребята, какая хорошая работа у нас получилась. Вы хорошо постарались. Вытрите свои руки влажной салфеткой.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Мы читали сказку, создавали страницу из книжки-малышки, выполняли упражнения)
- А как называлась сказка? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)
- А кто автор? (Константин Ушинский)

- Верно. А вам понравилось наше сегодняшнее занятие и чем понравилось? (Да, понравилось. Мне понравилось выполнять упражнения, а мне понравилось создавать страницу из книги)
- А какие трудности у вас возникали на нашем занятии? (Было трудно отвечать на вопросы, а мне было трудно вырезать)

- Хорошо. А сейчас давайте встанем и подойдем к песочнице. Как вы оцениваете себя на сегодняшнем занятии, давайте проверим.
- Если вы думаете, что хорошо позанимались, то выкопайте ямку и должна политься вода, а если думаете, что не очень, то сделайте горку.
- А почему вы именно так сделали? (Я думаю, что хорошо позанималась на сегодняшнем занятии, а я думаю, что смогла выполнить все задания)

Воспитатель: Сегодня вы и правда хорошо позанимались. Аделя, ты отвечала на все вопросы, но у тебя возникли трудности с упражнениями.
- А Эльвира справилась со всеми упражнениями с легкостью, но не была внимательна при создании страницы из книжки-малышки.

- Вы много полезного узнали, познакомились с новой сказкой. А вот вам подарки – раскраски, раскрасьте их со своими родителями.
- Похлопайте себе. Наше занятие подошло к концу.

Размер:
28.92 Kb
Скачали:
13