Цель:
Оборудование: мнемодорожка по описанию картины. Репродукции картин И. Айвазовского "Буря" и "Штиль". Изобразительные материалы.
Предварительная работа: рассматривание репродукций по мнемосхеме, знакомство с жанрами изобразительного искусства.
Воспитатель: Ребята, послушайте, о чем эти строки.
Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор..
Оно без крайнее, синее,
Корабли по нему идут... (море)
Воспитатель: Предлагаю закрыть глаза, представить себя на берегу моря, вдохнуть морской воздух увидеть красоту моря, почувствовать его характер.
- А помогут нам в этом две репродукции картин про море. Рассмотрим мы их с помощью зашифрованных символов мнемодорожки.
- Какой жанр этих картин? (пейзажи, т.к нарисована природа, море, небо)
- Ребятки, давайте мы с вами прочитаем стих про пейзаж по таблице. (чтение стихотворения Кушнера про пейзаж с применением мнемотаблицы)
- А теперь, скажите, что еще нарисовано на этих картинах? (корабли, люди, волны и т.д.)
- А какое время суток? (На первой картине вечер или ночь, а на второй утро или день. Дети объясняют как они определили - по цвету)
- На мнемодорожке вы видите палитру, значит, что мыдальше определим? (какие цвета использовал художник)
Дети перечисляют цвета. Определяем вместе холодные и теплые, звонкие и глухие, легкие и тяжелые. Обозначая символами - значками.
Воспитатель: Следующий символ мысли. Как вы думаете что хотел предать художник в этих картинах. (На 1-й картине спокойное море, на второй - бурю и шторм)
Обсуждаем, как бы мы назвали картины. Приходим к тому, что 1 - штиль, 2 - шторм.
- Ребята, вы познакомились с морскими пейзажами, которые называются – Мариной. Написал их художник И. Айвазовский. (Краткая информация детям о художнике И. Айвазовском)
- Предлагаю стать вам сегодня художниками-маринистами и написать свой морской вид и пейзаж, но сначала отдохнем.
Физкульминутка "Море волнуется раз..."
Проговариваем сюжеты выполнения творческой работы по изображению моря, дети в кругу делятся, что можно нарисовать.
Воспитатель: А теперь, выбирайте изобразительный материал и проходите за мольберты. (Включаю аудиозапись моря. Дети рисуют)
- Какие красивые, разные морские пейзажи у вас получились. Давайте придумаем им названия, потом мы оформим вернисаж "Марина".
- Ну, а теперь, закрываем свои глазки, возвращаемся из прекрасного морского путешествия.
- Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? (ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось?
- Легко ли было описывать картину по схеме?
- Оцените себя, если справились и было интересно нарисуйте птицу-галочкой вверху своей картины, если были трудности, то по середине, и совсем сложно, то в нижней части рисунка.
- Спасибо, ребята. На этом наше занятие закончено, скажем нашим гостям: До свидания!