Цель: совершенствовать умение детей подготовительной группы составлять описательный рассказ, используя схемы синквейна.
Задачи:
Оборудование и материалы: презентация, ковер-самолет с буквами, следы, конверт с заданиями, алгоритм-модель синквейна, золотой ключик, смайлики.
Словарная работа: синквейн.
Предварительная работа: чтение сказки "Буратино", составление синквейна на занятиях.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети:
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!
Воспитатель: Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И конечно поиграть.
Воспитатель: А вы, любите сказки? (Да)
- Отлично! Сказка – это счастье и тому, кто верит, сказка непременно отворит все двери.
- Ребята, сегодня нам пришло письмо от папы Карло. Давайте его откроем и прочитаем.
"Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите, пожалуйста, мне найти золотой ключик от потайной двери и освободить друзей Буратино для нового представления.
Золотой ключик от этой двери находится у Карабаса-Барабаса. Что бы получить ключик и освободить друзей Буратино, нам нужно выполнить его задания".
- Мы с вами давно знакомы с героями сказки "Золотой ключик или приключение Буратно". Давайте вспомним, как зовут героев этой сказки.
Дети перечисляют: Буратино, Папа Карло, Мальвина, Пьеро, Карабас Барабас, Артемон, Лиса Алиса, Кот Базилио, Черепаха Тортилла.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в сказочное приключение? (да!)
- Тогда я предлагаю вам отправиться в сказочную страну на ковре-самолете, который вам нужно будет найти в группе.
- От красного кубика, стоя лицом к доске, вам нужно будет повернуться налево, затем сделать три шага вперед, повернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши три раза и перед вами окажется ковер-самолет. (Дети находят ковер-самолет, разворачивают его и видят на нем буквы)
- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов)
- Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.
- Становитесь на ковер-самолет, каждый на свое место и он донесет нас в сказочную страну. Обратите внимание на цвет букв, нам это пригодится для выполнения заданий. (Дети занимают свои места)
Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочную страну. (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок)
- Посмотрите, ребята, что это? Ворота.
– А на воротах – замок. Давайте, его откроем.
- А поможет нам пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика "Замок"
На двери висит замок (пальцы в "замочек")
Да никто открыть не мог!
Мы замочком постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Мы замочек покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Мы замочек потянули – (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
И замочек мы открыли! (показать ладошки)
Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним? (Идут по следам и находят конверт с заданием от Карабаса-Барабаса)
- Сейчас посмотрим, что за задание здесь находится? Но что бы открыть конверт надо отгадать загадку, присаживайтесь на свои места.
- Обратите внимание на столы, какого цвета стоят на них кубики? (красного и синего)
- Вспоминайте, какого цвета были буквы на ковре-самолете. (Дети присаживаются за столы)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Задание "Повтори и расшифруй схему"
Открываем конверт в нем находится изображение Буратино, схема синквейна и карточки-схемы. Воспитатель на экране показывает изображение схемы синквейна.
Воспитатель: Какая интересная схема похожа на елочку, и нам ее нужно будет повторить и расшифровать, чтобы выполнить это задание.
- Про кого мы отгадали загадку. (На доске изображение Буратино)
- Давайте с вами вспомним, что обозначают эти символы.
- Какой вопрос мы сможем задать к слову Буратино? Кто? Или Что? (Кто?)
- Почему? (Потому что он живой предмет)
Дети выкладывают схему слово-предмет на столах.
- Ребята, выберите, пожалуйста, из имеющихся схем на своих рабочих местах, схему слова-предмет.
- А сейчас у нас вторая строчка нашего стихотворения должна состоять из слов-признаков.
- Какой Буратино? (Деревянный, веселый, любопытный)
- Выберите из имеющихся схем на своих рабочих местах, схему слово-признак. (Дети выкладывают схему)
- Третья строчка стихотворения должны составлять слова-действия.
- Буратино что делает? (Учится читать, любит Папу Карло, ходит, открывает дверь…)
- Выберите, пожалуйста, из имеющихся схем на своих рабочих местах, схему слово-действие. (дети выкладывают схему слово-действие на столах)
- А четвертое сложное нужно составить о Буратино предложение. (Любопытный Буратино открывает золотым ключиком дверь)
Воспитатель: И пятая строчка нашего стихотворения должна составлять всего лишь одно слово, обобщение: Кто Буратино? (Сказочный герой)
- А сейчас давайте скажем что у нас получилось.
Сначала читает воспитатель и показывает пример синквейна на схеме:
- Кто хочет попробовать прочитать? (Ребенок читает по схеме синквейна, при затруднении воспитатель помогает)
- Ребята, а что мы с вами составили? Как называется это необычная схема?
- Давайте повторим вместе это необычное слово. (Синквейн)
Синквейн - это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам
- С первым заданием мы справились. А сейчас все вместе наберемся сил и немного отдохнем перед следующим испытанием.
Видео физминутка "Зарядка с Буратино"
Воспитатель: Вот мы немного отдохнули и набрались сил. Последнее испытание осталось.
- Идем дальше по следам. Вот полянка, и новый конверт с заданием. (Дети присаживаются на свои места)
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Здесь не простые загадки.
А синквейн-загадки!
Задание "Отгадай и составь синквейн-загадку"
Воспитатель: Кто это? (папа Карло)
- Молодцы! А сейчас самое сложное задание для вас, ребята. Мы в начале занятия не просто так выбирали свои места и делились на две команды.
- Сейчас вам нужно будет придумать и загадать загадку другой команде. Посмотрим какая из команд справится быстрее с этим заданием. (Предлагаю детям перевернутые картинки с героями сказки: Мальвина, Черепаха Тортилла)
Воспитатель: Кто это может быть? (Черепаха Тортилла)
- Верно, а это?
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали. (На доске появляется изображение Карабаса-Барабаса (запись голоса)
Карабас-Барабас: Молодцы, ребята, вы справились со всеми моими заданиями! Делать нечего, отдам вам золотой ключик. Всего вам доброго! (Звучит волшебная музыка и воспитатель отдает спрятанный золотой ключик)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше с вами сказочное приключение? Пора возвращаться назад в группу.
- Становимся на ковер-самолет и возвращаемся в сад. (Звучит музыка)
- Скажите мне, пожалуйста, понравилось вам наше сказочное путешествие? (да!)
- Кто запомнил, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме? (Синквейн)
- Какие задания мы с вами выполняли в нашем сказочном путешествии? (Отгадывали синквейн-загадки)
На столе лежат смайлики для того, чтобы дети смогли оценить сами занятие.
Воспитатель: Ребята на столе лежат смайлики.
- Какой смайлик подходит вам после нашего сказочного путешествия. Выберите, пожалуйста.
За руки умелые, за ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто старался, тем, кто трудился
Подарок свой всем сейчас подарю. (новая книга "Золотой ключик или приключение Буратно")