Цель занятия по ПДД - познакомить детей с терминами "мостовая", "тротуар", "обочина", опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге, научить предвидеть и избегать их.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раскраски, цветные карандаши или фломастеры.
Занятие рассчитано на 35 - 40 минут. Возраст детей, на которых рассчитан материал, 6-7 лет.
Педагог: Ребята, мы с вами находимся на улице. Это не тихий, спокойный двор или детская площадка. Мчатся автомобили, проносятся юркие мотоциклы, солидно, не торопясь, движутся грузовики, подъезжают к остановке автобусы и троллейбусы. Недолго и растеряться…
Тот, кто выучит правило, которое мы сейчас проходим, им ни на какой улице не растеряться. Внимание! Вот правило: мостовая (проезжая часть) для машин, тротуар для пешехода!
Просто так правил не бывает. У каждого есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая мостовая нужна машинам – они сами большие, да и скорость у них гораздо больше, чем у нас с вами.
А нам, пешеходам, вполне хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. И удобно: дома, магазины, киоски с мороженым – все рядом.
Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдет с тротуара: опасно, и водителям помеха. А для тех, у кого плохая память, кто не очень твердо знает правила, в опасных местах ставят прочные железные ограждения.
Иногда их красят в яркие цвета – чтобы было заметнее. Такие барьеры еще раз напоминают: и шага с тротуара!
А если не в городе? Если не на улице, а на шоссе?
Тогда правило звучит чуть иначе: дорога для машин, обочина для пешехода! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе навстречу. Водитель тебя увидит, и ты вовремя заметишь машину.
Рассмотрим внимательно две картинки. Кто прав, а кто не прав? (Рассуждение и ответы детей)
Загадки
Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут. (Пешеходный переход)
Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая. (Тротуар)
Куда бежит –
Сама не знает,
В степи ровна,
В лесу плутает.
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога)
Дети выполняют соответствующие тексту движения.
Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело мы идем вперед,
Где пешеходный переход.
Когда дорогу перешли,
Можно прыгать: раз, два, три.
Практическая работа
Рассмотри картинки и раскрась. Внизу нарисуй смайлик.
Дети показывают рисунки со смайликами и объясняют, где изображены нарушители ПДД, а где примерные участники дорожного движения.