Цель занятия: изучить с детьми 6-7 лет особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Предварительная работа:
Словарь: кристаллизация, минеральное вещество, солекомбайн, каменная, поваренная, йодированная, рудник, выпаривание.
Оборудование: презентация "Где и как добывают соль", увеличительные стекла, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки, стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, краски, кисти, баночки с водой, салфетки, аудиозапись песни "Улетай на крыльях ветра" из оперы А.П. Бородина "Князь Игорь".
Воспитатель звонит в колокольчик и говорит:
- Колокольчик озорной нас зовет играть с тобой!
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение, я хочу с вами им поделиться. (Дети стоят в кругу)
Становитесь дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки держитесь
И друг другу улыбнитесь.
- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение друг другу улыбнитесь. (дети улыбаются)
- А сейчас самое время еще повысить настроение. Присядем на стульчики.
- Ребята вы любите разгадывать загадки? (да)
- Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище каждому нужна. (соль)
- Что это Катя? (это соль)
- А как вы догадались? (ответы детей)
Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы.
- Для чего нужна соль? (соль необходима для жизни и здоровья человека)
- Где люди используют соль? (для приготовления пищи)
- Для кого еще соль нужна в природе? (для животных)
- Для каких животных? (дети называют индивидуально + подсказки иллюстрации)
- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли.
По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. "Хлеб да соль!" - говорит русский человек, приветствуя гостей. "Хлеба кушать!" - непременно отвечают ему.
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт
Воспитатель: Скажите, какого цвета соль? (белого)
- А кто из вас знает, где и как добывают соль?
- А вот сегодня вы и узнаете, где и как добывают соль. (показ иллюстраций)
На севере нашей страны в Астраханской области расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него соленую воду. Вода испаряется, а соль оседает.
Озеро это называется Всероссийской солонкой, так как соль из этого озера поставляется по всей стране. Раньше ее добывали вручную, а сейчас соль добывают специальной машиной – солекомбайном. На соляном заводе ее красиво упаковывают и вывозят в другие города. Вот какие богатства имеются на севере нашей страны.
Соль - это природное вещество. Она бывает разной: каменная, поваренная, йодированная, морская, крупного и мелкого помола), и ее используют не только в пище. (Рассмотреть виды соли)
Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам. Она нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.
- Как вы думаете ребята соль полезна или какой вред при избытке употреблении соли? Сейчас мы узнаем плюсы и минусы. (Иллюстрации о пользе и вреде соли)
- Наша планета очень богата солеными месторождениями. (Показать и рассмотреть картинку "Как добывают соль")
- Люди научились добывать соль различными способами. Давайте вспомним и скажем откуда берется соль? (соль добывают из морской воды)
Игра "Соль нужна для того, чтобы …"
(с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
Гимнастика для глаз
Глазкам нужно отдохнуть, (Закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть, (Глубокий вдох, глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут, (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо, (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)
- Но и это еще не все о соли. При помощи соли можно создавать картины.
- А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, а для начала я предлагаю вам на некоторое время превратиться в волшебников.
- Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп,
Топ-топ, повернись,
В исследователей превратись! (Дети и воспитатель одевают на голову колпаки и фартуки)
- Теперь мы с вами превратились в исследователей!
Хлоп-хлоп,
Топ-топ, повернись,
И в волшебной лаборатории очутитсь!
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты.
- Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать - И давайте вспомним правила безопасности
При работе с солью надо соблюдать: (индивидуальные ответы, символы на мольберете вывесить)
- И так внимание!
Опыт № 1 "Соль сыпучая, без запаха"
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы ее рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
- Что вы можете сказать о ее внешнем виде? (соль похожа на порошок)
- Какого она цвета? (белого)
- Имеет ли запах соль? (не имеет запаха)
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.
- Возьмите ложечку наберите соль и посыпьте в тарелочку обратно.
- Мы проделали разные действия с солью и что мы можем сказать о соли?
- Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха. (Каждый вывод фиксируем в таблице)
Физкультминутка
Я прошу всех дружно встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна,
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
Опыт № 2 "Из чего состоит соль"
Воспитатель: Действительно ли, что с виду соль похожа на порошок?
- Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (похожа на зернышки, кристаллики)
- Что вы видите? (состоит из белых кристаллов)
- Да, соль – это кристаллическое вещество
- Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов)
- Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт № 3 "Хрустящая соль"
- В тарелочку насыпали соль и нажали на нее сухой ложечкой, при этом был слышен хруст, словно шагаем по снегу.
- Какой вывод можно сделать?
- Чем можно объяснить хруст?
- Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. При нажатии на соль ее кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Гимнастика для глаз "Хорошее настроение"
Опыт № 4 "Соль растворяется в воде"
Воспитатель: А теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят: "В воде родится, а воды боится".
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
- У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,
- Соль исчезла? (Нет, соль растворилась)
- Молодцы, вы очень внимательны. Значит, какой можно сделать?
- Вывод: взаимодействуя с водой соль растворяется.
- Молодцы! Поэтому и в пословице говорится, что соль - воды боится.
- А какие пословицы вы еще знает о соли?
Опыт № 5 "Плавающее яйцо"
- Для эксперимента я взяла два сырых яйца и две банки с водой. Запустила одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпала соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешала и опустила второе сырое яйцо – оно не утонуло.
- Смешала соленый раствор и простую воду – яйцо оказалось где-то посередине банки.
- А кто был на озере, на море, где нельзя утонуть, почему? (соленая вода)
Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Опыт № 6 "Раскрашивание соли"
(У каждого ребенка разный цвет краски)
Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.
- Возьмем кисточку, наберем на нее краску и соединим с солью. Что с ней произошло? (она закрасилась)
- Какой вывод можно сделать?
- Вывод: соль закрасилась.
- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку.
- Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.
- Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью.
- Давайте вспомним все выводы о соли.
- А закончить наше приятное общение хочется пожеланиями друг другу. У меня есть соль разного цвета, которую мы с вами сами сделали.
- Каждый из вас по очереди возьмет ложку соли любого цвета и скажет свое пожелание и чтобы это пожелание сбылось – высыпаете соль в волшебный сосуд. (Дети говорят свое пожелание и высыпают выбравшую цветную соль в сосуд)
- Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и людям на планете голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты.
- Этот волшебный сосуд, будет у нас в группе, я надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся.
- Ребята, нам пора возвращаться в группу.
Хлоп-хлоп,
Топ-топ, повернись,
И в ребяток превратись!