Организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ "Волшебная соль"

Цель занятия: изучить с детьми 6-7 лет особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
  • Научить использовать соль, как средство для творчества.
  • Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми "Что мы знаем о соли и ее свойствах?"
  2. Просмотр презентации на тему: "Где и как добывают соль"
  3. Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная)
  4. Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка "Соль"
  5. Творческая мастерская "Рисуем с помощью соли"
  6. Наблюдение "Как мама использует соль?"

Словарь: кристаллизация, минеральное вещество, солекомбайн, каменная, поваренная, йодированная, рудник, выпаривание.

Оборудование: презентация "Где и как добывают соль", увеличительные стекла, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки, стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, краски, кисти, баночки с водой, салфетки, аудиозапись песни "Улетай на крыльях ветра" из оперы А.П. Бородина "Князь Игорь".

Ход занятия

Воспитатель звонит в колокольчик и говорит:
- Колокольчик озорной нас зовет играть с тобой!
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение, я хочу с вами им поделиться. (Дети стоят в кругу)

Становитесь дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки держитесь
И друг другу улыбнитесь.

- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение друг другу улыбнитесь. (дети улыбаются)
- А сейчас самое время еще повысить настроение. Присядем на стульчики.

- Ребята вы любите разгадывать загадки? (да)
- Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?

Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище каждому нужна. (соль)

- Что это Катя? (это соль)
- А как вы догадались? (ответы детей)

Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы.
- Для чего нужна соль? (соль необходима для жизни и здоровья человека)
- Где люди используют соль? (для приготовления пищи)

- Для кого еще соль нужна в природе? (для животных)
- Для каких животных? (дети называют индивидуально + подсказки иллюстрации)
- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли.

Беседа о соли

По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. "Хлеб да соль!" - говорит русский человек, приветствуя гостей. "Хлеба кушать!" - непременно отвечают ему.

Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт

Воспитатель: Скажите, какого цвета соль? (белого)
- А кто из вас знает, где и как добывают соль?
- А вот сегодня вы и узнаете, где и как добывают соль. (показ иллюстраций)

На севере нашей страны в Астраханской области расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него соленую воду. Вода испаряется, а соль оседает.

Озеро это называется Всероссийской солонкой, так как соль из этого озера поставляется по всей стране. Раньше ее добывали вручную, а сейчас соль добывают специальной машиной – солекомбайном. На соляном заводе ее красиво упаковывают и вывозят в другие города. Вот какие богатства имеются на севере нашей страны.

Соль - это природное вещество. Она бывает разной: каменная, поваренная, йодированная, морская, крупного и мелкого помола), и ее используют не только в пище. (Рассмотреть виды соли)

Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам. Она нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.

- Как вы думаете ребята соль полезна или какой вред при избытке употреблении соли? Сейчас мы узнаем плюсы и минусы. (Иллюстрации о пользе и вреде соли)
- Наша планета очень богата солеными месторождениями. (Показать и рассмотреть картинку "Как добывают соль")
- Люди научились добывать соль различными способами. Давайте вспомним и скажем откуда берется соль? (соль добывают из морской воды)

Игра "Соль нужна для того, чтобы …"

(с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

  • Чтобы консервировать овощи.
  • Чтобы использовать в медицине.
  • Чтобы посолить суп.
  • Чтобы посыпать дорожки зимой.
  • Чтобы добавить в жаренную картошку.
  • Чтобы посолить салат.
  • Чтобы засолить грибы.

Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть, (Закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть, (Глубокий вдох, глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут, (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо, (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)

- Но и это еще не все о соли. При помощи соли можно создавать картины.
- А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, а для начала я предлагаю вам на некоторое время превратиться в волшебников.
- Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп,
Топ-топ, повернись,
В исследователей превратись! (Дети и воспитатель одевают на голову колпаки и фартуки)

- Теперь мы с вами превратились в исследователей!
Хлоп-хлоп,
Топ-топ, повернись,
И в волшебной лаборатории очутитсь!

- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты.
- Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать - И давайте вспомним правила безопасности

При работе с солью надо соблюдать: (индивидуальные ответы, символы на мольберете вывесить)

  1. не трогать руками глаза;
  2. соблюдать тишину;
  3. не толкать соседа во время работы;
  4. сначало посмотри, а потом повтори;
  5. выполнил и положи на место.

- И так внимание!

Опыт № 1 "Соль сыпучая, без запаха"

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы ее рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
- Что вы можете сказать о ее внешнем виде? (соль похожа на порошок)

- Какого она цвета? (белого)
- Имеет ли запах соль? (не имеет запаха)
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.

- Возьмите ложечку наберите соль и посыпьте в тарелочку обратно.
- Мы проделали разные действия с солью и что мы можем сказать о соли?
- Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха. (Каждый вывод фиксируем в таблице)

Физкультминутка

Я прошу всех дружно встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна,

Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!

Опыт № 2 "Из чего состоит соль"

Воспитатель: Действительно ли, что с виду соль похожа на порошок?
- Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (похожа на зернышки, кристаллики)
- Что вы видите? (состоит из белых кристаллов)

- Да, соль – это кристаллическое вещество
- Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов)
- Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт № 3 "Хрустящая соль"

- В тарелочку насыпали соль и нажали на нее сухой ложечкой, при этом был слышен хруст, словно шагаем по снегу.
- Какой вывод можно сделать?

- Чем можно объяснить хруст?
- Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. При нажатии на соль ее кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Гимнастика для глаз "Хорошее настроение"

Опыт № 4 "Соль растворяется в воде"

Воспитатель: А теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят: "В воде родится, а воды боится".
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
- У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,

- Соль исчезла? (Нет, соль растворилась)
- Молодцы, вы очень внимательны. Значит, какой можно сделать?
- Вывод: взаимодействуя с водой соль растворяется.

- Молодцы! Поэтому и в пословице говорится, что соль - воды боится.
- А какие пословицы вы еще знает о соли?

Опыт № 5 "Плавающее яйцо"

- Для эксперимента я взяла два сырых яйца и две банки с водой. Запустила одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпала соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешала и опустила второе сырое яйцо – оно не утонуло.

- Смешала соленый раствор и простую воду – яйцо оказалось где-то посередине банки.
- А кто был на озере, на море, где нельзя утонуть, почему? (соленая вода)
Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.

Опыт № 6 "Раскрашивание соли"

(У каждого ребенка разный цвет краски)
Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.
- Возьмем кисточку, наберем на нее краску и соединим с солью. Что с ней произошло? (она закрасилась)

- Какой вывод можно сделать?
- Вывод: соль закрасилась.
- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку.

- Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.
- Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью.
- Давайте вспомним все выводы о соли.

- А закончить наше приятное общение хочется пожеланиями друг другу. У меня есть соль разного цвета, которую мы с вами сами сделали.
- Каждый из вас по очереди возьмет ложку соли любого цвета и скажет свое пожелание и чтобы это пожелание сбылось – высыпаете соль в волшебный сосуд. (Дети говорят свое пожелание и высыпают выбравшую цветную соль в сосуд)

- Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и людям на планете голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты.
- Этот волшебный сосуд, будет у нас в группе, я надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся.
- Ребята, нам пора возвращаться в группу.

Хлоп-хлоп,
Топ-топ, повернись,
И в ребяток превратись!

Размер:
29.3 Kb
Скачали:
5