Цель занятия: совершенствование представления детей о воде, ее видах и разнообразных свойствах.
Задачи:
Материалы и оборудование: пластиковые стаканчики, пробирки, ложки, трубочки, тряпочки, салфетки, ватные диски, марлевые салфетки, индивидуальные клеенки, ручки, бланки ответов, конверты для писем, мультимедийный проектор, фильтр для очистки воды.
Предварительная работа:
- Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
- С голубого ручейка начинается река, ну а утро начинается с улыбки.
- Подарите, друг другу улыбку и это хорошее настроение мы пронесем через весь день.
Вводная часть
- Дети, а что у меня в руках? (Глобус, макет нашей планеты)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Посмотрите внимательно на глобус и ответьте, что изображено синим цветом на глобусе? (Это моря, океаны, реки, озера)
- Правильно, четвертая часть планеты (зеленая) - суша, а вот эта большая часть обозначена голубым цветом - вода.
- Как вы думаете, а кому нужна вода?
- Ребята, как мы только, что сказали и человек, и животные, и растения не могут обойтись без воды.
- Как вы думаете, а какую воду может пить человек, животные и растения? (питьевую или пресную)
- Давайте посмотрим еще раз на глобус, как вы думаете, синим цветом здесь отмечена вода, которую может употреблять человек? (нет)
- А почему нельзя использовать воду, которая находится в морях, океанах, реках, озерах?
Воспитателю отдают конверт.
- Ребята, нам пришел заказной пакет из Научного института исследования воды? Как вы думаете, что находится в пакете? (достает письмо и 3 колбочки с водой, бланки ответов)
Письмо
"Дорогие ребята! В нашем научном институте изучают воду, взятую из различных источников по всей планете. Исследуют ее и дают заключение, из какого источника можно употреблять воду человеку, а какая вода подлежит необходимой очистке, перед использованием и какую воду совсем нельзя употреблять. Но произошло несчастье.
Вода, которая находится в этих пробирках, была изучена специалистами института, но результаты исследования потерялись и теперь мы не знаем какую же воду можно использовать человеку. Помогите нам. Исследуйте данную воду в своей лаборатории и результаты пришлите в наш институт. Бланки результатов мы вам высылаем. Вы очень поможете нам. Спасибо!"
- Ребята, только вот какая проблема. Нам прислали всего 5 бланков ответов. Как нам быть? Какой выход из сложившейся ситуации вы видите? (деление на пары)
- Как вы думаете, мы справимся с этим заданием. Давайте попробуем, для этого нам нужно пройти в лабораторию. А вы знаете, что такое "лаборатория"? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)
- Сейчас мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды.
- Для этого нам нужно одеть специальную одежду и вспомнить правила нахождения в лаборатории. (дети одевают халаты, занимают свои места и повторяют правила)
- Приступим к исследованию воды, но перед работой нужно размять наши руки.
Пальчиковая гимнастика
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы - (круговое движение правой рукой)
И на дорожку - (обе руки перед собой)
Льется, льется - ой, ой-ой! (перебирание пальцами)
Побежали мы домой. (покачивание прямыми ладонями)
Дети совместно с воспитателем рассматривают рабочее место. У каждого по 3 пробирки с цифрами: 1, 2, 3; стаканчик; ватные диски; трубочки; ручки; воронки; лупа; бланки ответов.
Рассмотреть бланк: в первом столбце указаны источники, из которых взята вода, во втором столбце – где человек может использовать данную воду.
Исследование 1 пробирки (выполняют дети)
- Ребята, сегодня для исследования воды, вам может понадобиться попробовать воду. Если вы это будите делать, то обращаю ваше внимание на то, что вы можете сделать только маленький глоточек, попробовав одну капельку.
- Ну а в других ситуациях вы должны помнить, что пробовать любые жидкости без разрешения взрослого нельзя.
- Ребята, мы знаем, что в пробирке вода. Давайте рассмотрим ее. Что вы можете сказать, исследовав эту воду?
Если дети затрудняются в ответе, задать наводящие вопросы:
- Какой она имеет цвет? (бесцветная)
- Имеет ли она запах? (без запаха)
- А какая она на вкус?
- Что для этого нужно сделать? (попробовать, вода без вкусная)
- Сделайте, пожалуйста вывод, может ли человек употреблять эту воду?
- А как вы думаете, из каких источников человек берет питьевую воду? (из крана, бутылок и др.)
Сообщение ребенка о питьевой воде
Наша планета Земля на треть состоит из воды. Организм человека так же в основном состоит их воды. Вода необходима всем: человеку, животным, растениям. Вода играет главную роль в жизни человека. Человек использует воду для приготовления пищи.
Также в быту: стирается, убирается; проводит гигиенические процедуры: чистит зубы, умывается, купается. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.
Внесите результаты своих исследований в таблицу.
Исследование 2-й пробирки (выполняют дети)
- Ребята, проведите исследование второй пробирки. Что вы можете сказать о воде, которая в ней находится? (соленая)
- Как вы думаете, человек в своей жизни использует соленую воду и в каких целях? (в соленой воде можно купаться, ее можно использовать в лечебных целях: для полоскания горла, для лечебных ванн и др.)
Сообщение ребенка о соленой воде
Морская вода соленая. В морской воде содержится не только соль, но также различные элементы, такие как йод. В морской воде обитают: рыбы, различные млекопитающие. Человек использует морскую воду для купания, добычи полезных ископаемых, таких как соль. По морям ходят корабли, яхты и другие суда.
Самое удивительное, это то, что частичка соленого океана живет в каждом живом существе на планете! Наша кровь соленая, наши слезы соленые. Соленая вода обладает лечебными свойствами: заживляет раны, ее используют для полоскания горла.
- Ребята, лечебными являются не только морская вода, но также и воздух, так как частички соли и воды содержаться в нем в виде пара.
- Давайте и мы с вами отдохнем и выполним несколько оздоровительных упражнений для дыхания. (Включить шум моря)
- Чтобы у нас получился морской воздух, его нужно немного увлажнить раствором соленой воды.
Дыхательная гимнастика
- Хорошо, на морском берегу, но нам пора возвращаться в лабораторию, чтобы закончить исследования. Внесите результаты своих исследований в таблицу.
Исследование 3 пробирки
- Ребята, посмотрите на третью пробирку, проведите визуальное ее исследование и расскажите о своих выводах. Что находится в ней? (грязная вода)
- Как вы думаете, она пригодна для употребления в пищу в данном виде? (нет)
- Подумайте и скажите, где человек может использовать данную воду? (поливать цветы, деревья)
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Очистить)
Сообщение ребенка об очистке воды
Одним из источников загрязнения воды является человек и промышленность: заводы, фабрики. От этого образуются болота, погибает рыба в реках и озерах. Для того чтобы использовать такую воду человеку ее необходимо очистить.
Для этого существуют очистительные сооружения и станции, где вода фильтруется, после чего попадает в водопроводные краны жилых домов. В домашних условиях человек так же может очистить воду. Для этого существуют различное множество фильтров. Фильтр состоит из очистительный пластинок и гранул древесного угля.
- Ребята, а в домашних условиях тоже можно очистить воду, для этого используют фильтр. (показ фильтра, его устройства и работы)
- Ребята, посмотрите на стол и скажите, из чего можно сделать фильтр для очистки воды, используя те материалы, которые имеются у нас?
- А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно (дети делают).
- У всех все получилось? Давайте попробуем, как работают ваши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить грязную воду в стаканчик с фильтром. (Идет самостоятельная работа детей)
- Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Вода стала чистой)
- Для более качественного результата, можно повторить этот опыт несколько раз.
- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
- Подумайте и скажите, а после того, как воду очистили, где человек может использовать эту воду? (для всех нужд)
- Внесите результаты своих исследований в таблицу.
- Ребята, мы с вами заполнили все бланки, теперь положим их в конверт и отправим в институт.
- Работу в лаборатории мы закончили, давайте снимем фартуки и подойдем ко мне.
- Как вы думаете, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда произойдет? (Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды)
- Верно, без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду. Для каждого человека должны стать девизом такие слова:
Ты запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода.
Экономь ее и береги!
Мы ведь на планете не одни! (читает ребенок)
- Ребята, а вы хотели бы узнать о чем мы с вами будем говорить в следующий раз?
- Тогда разгадав этот ребус дома, вы узнаете тему нашего разговора. (раздается ребус)
- Спасибо, вы все молоцы и хорошо потрудились.