Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром "Путешествие на машине времени по временам года с Машей"

Цель: закрепить представление детей 2-й младшей группы об основных признаках времен года и о характерных признаках каждого сезона.

Задачи:

  • закреплять знания детей о признаках времен года;
  • помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;
  • продолжать знакомить детей с временными понятиями: утро, день, вечер, ночь.
  • воспитывать бережное отношение к природе в разное время года.

Оборудование: мольберт, иллюстрации по временам года, атрибуты для игр (цветы, листья, насекомые, бабочки), 4 полянки (с подснежниками, с цветами, ягоды, с листьями, со снежинками), мячик, плакаты "Ваза" и "Корзина", иллюстрации "времена суток", обручи, машина времени, корзинка, веточки осенние, кукла Маша, две корзины, овощи, фрукты, вата-снег, ведерко.

Предварительная работа: ознакомление детей с временами года и частями суток, чтение стихотворений по данной тематике, подготовка музыкального сопровождения.

Ход занятия

Дети подходят к воспитателю и встают в кружок.
Воспитатель: Ребята, как я рада Вас видеть! А что надо сделать, когда утром приходишь в детский сад и встречаешь друзей? (Поздороваться!)

Доброе утро, девочкам!
Доброе утро, мальчикам!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: А у нас сегодня гости, давайте и с ними поздороваемся.
- А еще, ребята, к нам в гости сегодня пришла Маша. Поздоровайтесь с ней.
Маша: Ой, как у вас тут интересно, а я в сад никогда не ходила, и даже не знаю, что тут и как устроено, не знаю даже, из чего состоит ваш день в детском саду.

Воспитатель: Ребята, расскажем Маше? (да!)
- Скажите, а сейчас у нас утро или вечер? (утро)
- Правильно! А теперь поиграем!

Игра с обручами

Цель – закрепить навыки детей о частях суток с опорой на наглядность. На мольберте для ориентира изображены цветовые обозначения: желтый обруч - утро, красный обруч - день, синий обруч - вечер, черный круг – ночь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами лежат обручи разных цветов. Как вы думаете, утро - это какой обруч? (Желтый)
- Верно! Что мы делаем утром? (Играем, плаваем в бассейне, делаем зарядку)
- Верно, положим эти картинки в желтый обруч.

- Следующий обруч красный. Что следует за утром? (День)
- Что мы делаем днем? (Гуляем, обедаем, спим. Кладем соответствующие картинки в красный обруч)
- Следующий обруч синий. Что следует за днем? (Вечер)

- Что мы делаем вечером? (Ужинаем, читаем, и уже дома купаемся)
- Ребята, осталась последняя картинка, что на ней нарисовано? (спит ребенок)
- Значит наступила… (Ночь)

- Молодцы! Положим эту картинку в черный обруч.
- Маша, ты запомнила наш распорядок дня? Повтори! (Утро, день, вечер, ночь)
- Отлично! Покажем, как солнышко утром встает.

Физминутка

Вот как солнышко встает, выше, выше, выше. (Дети подтягиваются высоко вверх)
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже. (Дети медленно садятся на корточки и закрывают руками голову)
Хорошо, хорошо солнышко смеется. (Дети встали, руки на пояс, поворот туловища вправо – влево)
А под солнышком нам всем весело живется. (Руки на поясе, поворот головы вправо – влево)

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Да! Любим)
- Тогда сегодня мы будем путешественниками, но не простыми путешественниками.
- Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать? (ответы детей)

- А я предлагаю вам путешествовать на машине времени! Садитесь! Отправляемся в путь! (музыка)
- Ой, ребята, куда это мы попали, что это за станция?
- Посмотрите на картинки внимательно. (на столе картинки с изображением Зимы)

- А теперь вспоминайте волшебные слова: "Знаю, знаю, когда это бывает?" (хором повторяем с воспитателем "Зимой это бывает!")
- Ребята, а какую одежду мы носим зимой? (Теплую)
- Верно! Поиграем в игру.

Игра "Назови зимнюю одежду"

Воспитатель: Вставайте в круг. Я вам буду по очереди бросать мяч, а вы, поймав его, называйте зимнюю одежду и бросаете мяч обратно мне.
- Молодцы! Понравилось играть?
- Отлично, ребята, садимся в машину времени и едем дальше! (музыка)

- Приехали! Посмотрите на картинки (на столе) внимательно.
- А теперь вспоминайте волшебные слова: "Знаю, знаю, когда это бывает?" (хором повторяем с воспитателем: "Весной это бывает!")
- Почему вы так решили?

- Да, весной солнце пригревает, снег тает. Посмотрите! Уже осталось совсем немного снега. Давайте соберем его в ведерко!
- Что мы видим под снегом? (Это первые цветы, которые появляются, когда растаял снежок. Это подснежники!)

"Подснежники просыпаются"

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись, (дети встают)
Улыбнулись. Потянулись, (улыбаются и поднимают руки вверх)
Раз – росой они умылись, (поглаживают щечки)

Два – изящно покружились, (кружатся)
Три – нагнулись и присели (наклоняются, а потом приседают)
И на солнце посмотрели. (улыбнулись)

Воспитатель: Ребята, но вы должны знать, что подснежники – это редкие цветы, срывать их нельзя!
- Поэтому, цветочки пусть растут на полянке, а мы отправляемся дальше!
- Садимся в машину времени и едем на следующую станцию!

Воспитатель: Приехали! Посмотрите на картинки (на столе) внимательно. Что же это за время года спряталось здесь?
- А теперь вспоминайте волшебные слова: "Знаю, знаю, когда это бывает?" (хором повторяем с воспитателем: "Летом это бывает!")

- Почему вы так решили?
- А для чего же тут корзина и ваза, ребята? Поиграем!

Игра "Составь букет и собери ягоды в корзину"

Воспитатель: Девочки собирают цветочки в букет, а мальчики ягодки в корзинку.
На столе нарисована ваза со стебельками, и девочки собирают летние цветочки - помогает кукла Маша. А мальчики – летние ягодки собирают в корзину.
- Ребята, а теперь отгадайте загадку!

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)

- А каких еще насекомых вы знаете?
- Перед вами много разных насекомых. Выберите из них себе одну бабочку.

Игра "Бабочка"

Убираю покрывало и видим полянку с цветами.
Воспитатель: Ребята, а теперь обратите внимание, какого цвета ваша бабочка? Найдите для нее цветок такого же цвета!

Дети распределяют бабочек (красные, синие, желтые, зеленые) на цветочки такого же цвета. Например, бабочка желтого цвета на желтый цветочек.
- Отлично, ребята, садимся в машину времени и едем дальше! (музыка)

- Вот мы и прибыли на следующую остановку (на полу лежат листики), а какую, догадайтесь сами, посмотрите на картинки (на столе) внимательно.
- Что же это за время года спряталось здесь? А теперь вспоминайте волшебные слова: "Знаю, знаю, когда это бывает?" (хором повторяем с воспитателем: "Осенью это бывает!")
- Правильно, молодцы!

Воспитатель: Ребята, а по каким картинкам вы определили, что это осень? (Часто идет дождь, листья на деревьях желтеют и опадают, перелетные птицы улетают в теплые края)
- Стало прохладнее, часто идут дожди, люди убирают урожай с полей, а еще осенью мы наблюдаем листопад.

- Ребята, а что такое листопад? (Это, когда опадают листья с деревьев)
- А теперь возьмите осеннюю веточку.

Игра "Листопад"

Ветер дует нам в лицо (дети энергично обмахивают лицо листиками)
Закачалось деревцо (поднимают листики вверх, наклоны в стороны)
Ветер дует тише, тише (медленно обмахивают листиками лицо)

Деревце растет все выше, выше (поднимают листики вверх, тянутся на носочках)
Ветер сильный набежал (поднимают листики вверх, энергичные наклоны в стороны)
И все листики сорвал (наклоняются, бросив листики вниз)

Воспитатель: А теперь, ребята, все веточки мы соберем и положим в корзину.
- Отлично! А еще, ребята, осенью собирают урожай – овощи и фрукты. Только они все перемешались. Помогите разобрать.
- В одну корзину соберите фрукты, а в другую – овощи!

Игра "Овощи и фрукты"

- Молодцы, садимся в машину времени и едем дальше! (музыка)
- Приехали! Но, смотрите мы опять вернулись к первой станции. В гостях у какого времени года мы опять оказались? (У зимы)
- А почему вы решили, что это время года зима? По каким признакам? (Все покрыто снегом, мороз, холодно, зимой можно кататься на санках, на лыжах)

- Ой, ребята, смотрите! (показываю на несколько предметов, лежащих в сторонке)
- Это же времена года потеряли свои предметы! Без них времена года не могут существовать!
- Давайте поможем и вместе вернем все на свои места.

Воспитатель достает плакат с изображением времен года. Дети вместе раскладывают картинки соответственно: цветы кладут на изображение лета, желтые листочки - осени, снежинки - зиме, а подснежники - весне.

Воспитатель: Ребята, наше с вами путешествие по временам года подходит к концу. Давайте отправляться обратно в наш детский сад.
- Наша машина времени ждет нас. Занимайте места и в обратный путь!
- А пока мы с вами будем ехать, вспомним, кому мы сегодня помогали? (Маше)

- Верно! Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Вы большие молодцы! Наше занятие окончено!
- И за отличную работу, я дарю вам подарочки.

Размер:
27.99 Kb
Скачали:
4