Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии "Путешествие в страну волшебных красок"

Цель: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии.

Задачи:

  • Обучить нетрадиционной технике рисования.
  • Способствовать созданию положительного эмоционального фона, снятию психоэмоционального напряжения.
  • Развивать память, внимание, цветовосприятие, творческое воображение.

Материалы и оборудование: массажные шарики Су-Джок, художественная гуашь 10-12 цветов, мука, крупная соль, растительное масло, клей ПВА, баночки, подносы, крышки от картонных коробок, керамические горшки, тарелки, ложки и др.

Музыкальное сопровождение: музыка из кинофильма "Алиса в стране Чудес", музыка – сказочное превращение.

Ход занятия

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя

Психолог: Добрый день, ребята! Давайте, поприветствуем друг друга!

Здравствуй правая рука, (протягиваем вперед правую руку)
Здравствуй левая рука. (протягиваем вперед левую руку)
Здравствуй друг, (протягиваем правую рукой руку соседа)
Здравствуй друг, (протягиваем левой рукой руку соседа)
Здравствуй, здравствуй дружный круг. (качаем руками)

Психолог: Я предлагаю вам подойти к столу, на котором вы видите два вида смайликов: грустные и веселые.
- Выберите, пожалуйста, смайлик с тем настроением, которое у вас сейчас и покажите мне. (Комментарии детей после выбора)

- Я надеюсь, что после нашего занятия ваше настроение изменится в лучшую сторону. (1 вариант)
- Я уверена, что после нашего занятия ваше настроение станет еще лучше. (2 вариант)

- Ребята, вы любите сказки? (Да!)
- Тогда я предлагаю Вам поиграть в интересную игру. Хотите?
- Я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете отгадать о какой сказке или ее героях идет речь. Готовы?

Игра "Угадай сказку"

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Психолог: Молодцы, угадали героев этой сказки. Сейчас посмотрим, как Вы справитесь со следующей загадкой.

У отца есть мальчик странный,
На земле и под водой
Всюду нос сует свой длинный,
Ищет ключик золотой.
Кто же это? (Буратино)

- И с этой загадкой Вы справились. Конечно, это Буратино. Слушайте внимательно следующую загадку.

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей. (Крот)

- Правильно ребята, а теперь последняя загадка.

Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла. (Золушка)

- Молодцы! Я вижу, что Вы очень хорошо знаете загадки. А вы хотите узнать совершенно новую сказку? (ответы детей)
- Тогда смотрите на экран и слушайте меня внимательно. (Сказка выводится на экран, психолог сопровождает ее рассказом)

Сказка "Волшебные краски"

Давным-давно жила на свете одна добрая фея-волшебница. Она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу.

Долгими вечерами, гладя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля.

Она прочла заклинание, и … очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг нее бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!

"Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце Любовь и Доброту?! Что же делать?!" И вдруг волшебницу осенило: "А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!"

Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым.

Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: "Что вам нужно, чтобы стать счастливее?" По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми. Другие – что желают познать сокровенные тайны жизни. Третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло "как по маслу".

Для четвертых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью "утекать" из любых жизненных невзгод. А пятые желали "склеить" разбитые отношения.

"Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. – В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы. Потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни. Затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно. Замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет достаточно жидким, таким из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые сердца, хорошие дела и добрые начинания".

Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Небо прислало ей голубой цвет, лес – зеленый, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга – остальные горшочки! Вскоре на столе у Волщебницы стояли волшебные краски.

"Что же было дальше?" - спросите вы. А дальше, волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой волшебной страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими.

И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась – ведь он стал видеть мир в цвете.

Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми. С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовит их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну Доброты. Вот такая история, друзья!

Психолог: Ребята, вам понравилась сказка? Что случилось в городе? Что придумала фея - волшебница, чтобы спасти жителей города?
- Давайте вспомним, что использовала фея при изготовлении волшебных красок?
На фланелеграфе выкладывается алгоритм рецепта: мука - соль, масло – вода – клей – краски.

- Теперь и Вы знаете рецепт изготовления волшебных красок! А вы хотите приготовить эти краски самостоятельно? (да)
- Для этого я Вам предлагаю посетить мастерскую волшебства ненадолго стать волшебниками. Подходите ко мне, становитесь в круг.

Физкультминутка "Превращение"

Топ, топ, хлоп, хлоп!
Вокруг себя повернись,
В маленького волшебника превратись!

Психолог: А вот и мастерская самой Волшебницы. У каждого волшебника должна обязательно быть волшебная вещь.
- Посмотрите, что оставила для Вас волшебница. (Показывает коробку с массажными шариками Су-Джок)
- Эти шарики не простые, они волшебные. С их помощью Ваши пальчики смогут творить чудеса. Давайте попробуем.

Пальчиковая гимнастика

Катание массажных мячей в ладонях. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Психолог:
Ребята, в ваших мячиках живет послушание,
Давайте дадим сейчас обещание,
Что правил волшебников мы не нарушим,
Каждый из нас будет послушен!

- Обещаете? (обещаем)
- Тогда проходите в мастерскую, одевайте фартуки и присаживайтесь за столы. (Звучит музыка из мультфильма "Алиса в стране чудес")

Практическая коррекционно-развивающая работа

Психолог: Возьмите в руки горшочек с мукой, подышите на нее, вдохните в нее волшебную силу, мука станет тепленькой.
- Теперь добавьте две ложки соли, смешайте с мукой – пусть они подружатся! Хорошо перемешайте.
- А теперь добавьте волшебный эликсир (масло) и снова хорошо перемешайте. Волшебный эликсир придаст нашей краске блеск.

- Сейчас мы будем добавлять "живую" воду, чтобы у нас получилась настоящая волшебная краска. Краска должна получиться гладкой, ровной, мягкой, как сметана, поэтому ее надо тщательно перемешивать, чтобы не было комочков.
- Теперь возьмите ложку, налейте в нее клей и добавьте в наш горшочек. Снова хорошо перемешайте.

- Вот уже все почти готово. Нам осталось придать нашей волшебной краске цвет.
- Выберите себе гуашь, которая вам нравится, и добавьте немножко в краску. Хорошо перемешайте волшебную краску.
- Вы молодцы, ребята! Вы сотворили волшебство: изготовили Волшебные краски. Это краски для всех. Давайте поставим их в центр.

- Вот какая красочная палитра у нас получилась! Столько цветов!
- Сейчас мы поиграем с нашими волшебными красками и нарисуем нашу сказочную страну. Я уверена, что наши работы будут тоже необыкновенно красивыми.
- При рисовании "волшебными красками" используется метод выливания. (показывает)

- На столах у вас стоят одноразовые тарелочки, возьмите одну и осторожно капайте на нее, не размазывая, а выливая несколько капель разных по цвету красок.
- После того, ка Вы накапали несколько капель на тарелочку, энергично поворачивайте ее, наклоняя, позволяя краскам перемешаться в причудливый узор. (Показ выполнения)
- Ребята, вы не только маленькие волшебники, но еще и настоящие художники.

Подведение итогов. Рефлексия

Психолог: Давайте соберем все работы вместе и посмотрим, что у нас получилось. (Готовые работы собираются на одном столе, рассматриваются)
- Работы мы оставим на столе до полного высыхания, а затем их можно будет поместить в рамочки и создать свою волшебную страну.
Психолог просит ребят поделиться своими мыслями, чувствами и ощущениями от изготовления "волшебных красок" и способа рисования ими.

- Что вы чувствовали при изготовлении волшебных красок? Понравилось ли вам рисовать волшебными красками?
- А теперь с помощью смайликов покажите мне, какое у Вас сейчас настроение. (Дети показывают сторону смайлика, соответствующую их настроению)

- И у меня, ребята, замечательное настроение, оно стало еще лучше. Потому что мне было очень приятно с Вами творить настоящее волшебство.
- Спасибо вам большое, вы настоящие волшебники! Теперь вы знаете, как можно помочь вновь стать добрыми, как сохранить дружбу и хорошее отношение друг к другу.

Ритуал прощания

- Давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу. Ну а теперь пора возвращаться в детский сад.
- Закрывайте глазки и повторяйте за мной волшебные слова: "Раз, два, три, покружились – в детский сад возвратились!"

Размер:
27.96 Kb
Скачали:
7