Цель занятия: всесторонняя подготовка детей к школе в игровой форме.
Задачи:
Форма организации: подгрупповая, количество детей - 8-10.
Оборудование: бумага А4 с заданиями, цветные карандаши по количеству детей, игрушка "ежик", мяч, тетрадь школьная, карандаш, пенал, игрушка "машинка", "кукла", музыкальное сопровождение.
Психолог заходит в группу не одна, у него в руках игрушка "ежик" и сообщает детям, что она пришла к ним с "ежиком", который хочет поиграть и с вами. "Ежик" хотел бы посмотреть, насколько вы готовы к школе.
Приветствие ладошками (ритуал)
Цель: создать эмоциональный комфорт, развить чувство единства у детей.
Дети становятся в круг. Дети соединяют ладони с ладонями других детей в кругу и психолог читает стихотворение:
Здравствуй солнце!
Здравствуй небо!
Здравствуй, ветерок, трава!
Здравствуйте мои друзья!
Диагностика настроения
Психолог: Дети, а с каким настроением вы пришли на занятие? С вами хотят поздороваться "эмоции". Подойдите к ним и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. (Дети находят значок "эмоции", который отражает их настроение, и прикасаются к нему рукой)
Установка на работу
Психолог: Итак, у вас у всех хорошее настроение и это очень хорошо. Дети, ежик хочет пригласить в лесную школу. Он приготовил для вас несколько заданий, с которыми вы наверняка справитесь.
Упражнение "Мир дошкольника и мир школьника"
Цель: умения различать понятия, знание об окружающем.
Психолог: Скоро вы все пойдете в школу, станем школьниками (учениками), так давайте мы с вами подумаем, чем отличается мир школьника от дошкольника. (Дети перечисляют, например: в садике спят, а в школе нет, в садике играют, а в школе учатся, в садике воспитатель, а в школе учитель и т.д.)
Упражнение "Ответь на вопросы"
Цель: развитие мыслительных операций.
Психолог: Раз вы такие молодцы, то, наверное, сможете ответить на следующие вопросы.
- Знаете ли вы, что в школе надо быть внимательным, тогда сейчас предлагаю начать с такого упражнения. Я буду задавать вопрос, и бросать мяч тому, кто будет на него отвечать. Если ты не сможешь ответить, то все остальные будут помогать тебе".
Психолог: Молодцы, ребята! Вы доказали, что вы очень внимательные и смышленые.
Упражнение "4 лишний"
Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления, процессов обобщения, анализа, синтеза, классификации.
Ребенок получает карточку, на которой изображены 4 рисунка. Три, из которых являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а один рисунок отличается от остальных. Ребенок должен определить лишний предмет, то есть тот, который не подходит к другим, назвать его и объяснить свой выбор.
Психолог: Молодцы! Вы выполнили задание Ежика.
Упражнение "Эмоциональная разминка"
Цель: настрой на работу, создание эмоционального фона.
Психолог: А теперь давайте немного расслабимся.
"Ребята, когда я буду говорить "радость" - вы будете прыгать и хлопать в ладоши одновременно; "злость" - топать и хмуриться, "грусть" - наклонять голову и опускать руки". (Психолог предлагает детям сесть за столы)
Пальчиковая гимнастика
Психолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими пальчиками, будем поочередно соединять большие пальцы друг с другом, указательные, средние, безымянные, мизинцы и при этом здороваться с ними. (Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз)
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем разгибать.
- Теперь наши пальчики готовы к работе. (Психолог раздает детям листы бумаги с распечатанными на них заданиями и цветные карандаши. После чего начинает объяснять суть заданий)
1. Задание "Коврики"
2. Задание "Обводилки"
Цель: развитие мышления, внимания.
Психолог: 1. Проведите линии от ковриков к нужным заплаткам.
2. Обведите все яблоки красным цветом, все мячики - зеленым, все цветочки - синим. (Дети выполняют задания. После выполнения психолог хвалит детей)
Физкультминутка "Разноцветные ладошки"
(упражнение выполняется возле своих стульчиков)
Психолог: Сейчас я вам буду показывать ладошки разного цвета, когда я покажу вам красную ладошку - хлопаем в ладоши, зеленую - топаем ногами, желтую - руки вверх, синюю - поворачиваемся вокруг себя.
Упражнение "Угадай на ощупь"
Цель: развитие тактильного восприятия
Психолог: Посмотрите у меня в руках мешочек, вы заметили он не пустой, там находятся различные предметы (школьные принадлежности, вам нужно на ощупь догадаться, что за предметы там спрятаны. (Ребенок описывает предмет, который там нащупал, дети стараются отгадать, что спрятано в мешочке)
Упражнение "Путешествие в волшебный лес"
Цель: релаксация и развитие воображения.
Психолог говорит под музыку: "Лягте удобно и закрой те глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников. В самой чаще леса стоит белая скамейка, присядем на нее. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи. Запомните свои ощущения, чувства. Пусть они будут с вами весь день".
Упражнение "В кругу доверия"
Цель: обобщение пройденного на занятии.
Дети встают в круг. Подводятся итоги занятия, обсуждается, что понравилось, были ли сложности при выполнении заданий. (звучит спокойная музыка) Дети прощаются с ежиком. Психолог предлагает детям вернуться в детский сад, по возращению дети прощаются с психологом и желают друг другу всего хорошего.