Методическая разработка занятий "Живая нить традиций! Творчество, воспевающее красоту природы нашей страны"

Занятия "Живая нить традиций! Творчество, воспевающее красоту природы нашей страны" разработано в рамках реализации Проекта Примерной программы воспитания.

В занятиях особую роль уделяется единству целей, где базовыми являются: семья, Отечество, природа и культура.

Цель занятий: создать предпосылки для развития творческой и гражданской самореализации личности обучающихся, направленной на пробуждение интереса к историко-культурному наследию и любви к природе нашей страны.

Задачи занятий:

  • способствовать знакомству с декоративно-прикладным творчеством народов, населяющих нашу страну и возможностями по сохранению и возрождению народных промыслов;
  • способствовать привитию любви к природе, ценностям семьи, а также к нашей стране в целом;
  • способствовать приобщению к творчеству и культурному наследию нашего Отечества;
  • познакомить с традициями и обычаями народов нашей страны;
  • показать взаимосвязь литературного и музыкального творчества, а также изобразительного и декоративно-прикладного искусства в воспевании красот нашей страны и др.

Российская Федерация в 2022 году отмечает Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов, населяющих нашу страну. В связи с этим, во время занятий обучающиеся знакомятся с национальными традициями и обычаями, бытующими в народе, а также с изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Для того, чтобы более полно воссоздать у обучающихся картину культурного наследия нашей страны предлагается не ограничиваться одним уроком, а провести их, как минимум два.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка, рассчитанная на 2 урока. Уроки возможно проводить не только один за другим, а с интервалом в несколько дней.

Между уроками возможно дать домашнее задание, которое, в начале второго урока, проверить и обсудить либо устроить выставку творческих работ.

Примерные задания:

  • придумать пословицу о временах года (в старинном народном стиле);
  • придумать сказку или стихотворение о народных промыслах народов, населяющих нашу страну);
  • придумать фантастический рассказ о путешествии в прошлое нашей страны современного школьника, как он познакомился с традициями и обычаями древней Руси;
  • нарисовать людей или кукол в национальных костюмах народов, населяющих нашу страну или костюмы, украшенные фрагментами росписи декоративно-прикладного творчества, которые изучали на уроках.

Ход занятий

На слайде изображены картины художницы Татьяны Дорониной, на которых изображены девушки в национальных костюмах с элементами народного декоративно-прикладного творчества на фоне различных времен года.

- Сегодня у нас удивительное занятие, на котором мы будем говорить не только о природе нашей страны, но и о традициях, обычаях нашего народа, а также об изобразительном искусстве и народном декоративно-прикладном творчестве.

- Природа России многогранна и разнообразна. Равнины и леса, пустыни и горы, моря и реки – всем этим можно любоваться всю свою жизнь и вдохновляться в своем творчестве.

- Мы будем любоваться красотами природы в творчестве художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, а также слушать прекрасные стихи и музыку, воспевающие красоты природе нашей Родины.

- К сожалению, из-за своей занятости люди забывают, как прекрасен мир вокруг нас, а иногда, даже прогуливаясь в парке, больше внимания уделяют сообщениям в телефоне, чем любованию ее красотами. Природа всегда является источником творчества, вдохновения, позволяя устремиться ввысь к новым свершениям и мечтам.

- Обратите внимание на экран. Вы видите прекрасных девушек на картинах художницы Татьяны Дорониной. Скажите, чем примечательны их наряды. (Ответы детей)
- Да, вы правы, девушки изображены в нарядах, обильно украшенными вышивками. Изделия народных мастеров украшают их наряды. Сегодня, во время урока, вы узнаете о некоторых ремеслах.

- Природа радует и вдохновляет своими необыкновенными красотами во все времена года.
- Давайте отправимся в путешествие по временам года и увидим, как прекрасна природа нашей страны, как порой она бывает беззащитна и величава.
- Послушайте отрывок из стихотворения Федора Тютчева и скажите, о каком времени года сейчас пойдет речь?

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам …

- Вы абсолютно правы – это весна!

Исаак Левитан "Весна. Большая вода" и Илья Остроухов "Ранняя весна"

- Вы видите прекрасные картины Исаака Левитана "Весна. Большая вода" и Ильи Остроухова "Ранняя весна". Мы видим на картинах, как весна только начала свой путь. Еще на картинах видны отголоски зимы, есть еще снег, но он уже таит под жаркими весенними лучами солнца, появляется первая трава, набухли почки у деревьев.

- Давайте вспомним, как называются весенние месяцы?
- Долгое время месяц март был первым месяцем года, поскольку с его наступлением начинался земледельческий год. Издавна весну любили и славили в своем творчестве не только поэты, но и русские живописцы воссоздавали на своих холстах весенние мотивы с изображением талой мартовской воды, первых лучей солнца, лазурного весеннего неба, первых цветов и молодой травы.

- Многие творцы находили необыкновенную красоту в ранней весне. Одни о ней говорили изумительной лирикой, иные - кистью и красками, а другие – народными ремеслами.
- Давайте познакомимся с творчеством удивительных мастеров нашей страны.
- Ребята, мы в процессе путешествия по временам года, будем узнавать для себя много нового. Скажите, какие первые цветы расцветают весной?

- Да, вы совершенно правы. Сегодня мы будем ими любоваться. Вначале послушаем небольшой отрывок из произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, которое называется "Времена года. Апрель. Подснежник".

- В музыкальных пьесах "Времена года" Петр Ильич запечатлел красоту природы. Каждая новая пьеса – это другое время года, новая пейзажная зарисовка, которая по характеру неразрывна связанная с состоянием человека. Как природе, так и людям свойственна мечтательность, радость и раздумье.

"П.И. Чайковский "Времена года. Апрель. Подснежник"

- Мы насладились не только прекрасной музыкой, но увидели первые весенние цветы: подснежники, крокусы, прострелы и другие.
- Что вы почувствовали, когда услышали музыку и увидели, пробуждающуюся от сна природу?

Картины: Юрий Зуев "Весенняя фантазия" и Валентин Серов "Открытое окно. Сирень"

- Весна вступает в свои права, начинается в природе пора обновления. Солнце пригревает все сильнее и сильнее, снега и мороза нет и в помине. Природа славит приход весны разными голосами: шелестом молоденьких листочков, радостным пением птиц, жужжанием насекомых.

- На картинах Юрия Зуева и Валентина Серова мы видим совсем другие цветы, характерные для средины и конца весны. В мае распускаются прекрасные нарциссы, а ароматные грозди сирени покрывают сиреневыми облаками кусты. Название кустарника произошло от греческого слова "syrinx" — трубка, дудочка.
- А все потому, что из ствола или ветки в древности делали свирели и дудки. Сирень своим буйством красок, звучит как прекрасная весенняя музыка, звучащая из диковинного инструмента и зовущая приход лета.

Декоративно-прикладное искусство - Весна в Финифти

- Весенние мотивы отражаются и в декоративно-прикладном искусстве.
- Декоративно-прикладное искусство России – делает нашу культуру неповторимой. Почти каждый уголок нашей страны имеет собственный вид народного творчества. Сегодня полюбуемся на некоторые предметы народных промыслов, на которые отражаются красоты времен года.

- Финифть радует глаз, ею просто невозможно не любоваться, потому что этот вид искусства прославляет на весь мир нашу страну. Нигде не могут повторить удивительную красоту финифти.

- Этот народный промысел – самое настоящее таинство, досконально известное только опытным мастерам. В целом процесс выглядит так. Лист меди режется на пластинки требуемой формы. Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым. После этого медную пластинку в несколько слоев покрывают белой непрозрачной эмалью.
- Для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается вплоть до 7 раз. Полюбуйтесь как весна отражается на великолепных изделиях из финифти.

- На одной миниатюре мы видим раннюю весну. Из-под снега пробиваются подснежники, на ягодах шиповника еще лежит и падает снег, а рядом веселые анютины глазки с любопытством заглядывают нам в глаза.

Праздники весны

На слайде картинки: "Праздник Пасхи", "Масленица", "День овсянки".

Пословицы о весне

- Рассмотрите иллюстрации на слайде к пословицам. Давайте подумаем, что они означают и прокомментируем, что они означают.

  • Без первой ласточки весна не обходится. (Ответы детей)
  • Лягушка с голосом – сей овес.
  • Видишь скворца, весна у крыльца.

Методическая разработка занятий "Живая нить традиций!..." публикуется в сокращении. Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже

Размер:
57.8 Kb
Скачали:
13