Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре посредством русских народных игр.
Задачи:
Оборудование и материалы: сундук, по 2 деревянные ложки на каждого ребенка, колокольчик, платочек, кегли, веревка длиной 2-3 метра. Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии.
Предварительная работа:
Дети входят в зал. Построение в одну шеренгу.
Педагог: Ребята, собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли ваши бабушки и дедушки.
- Кто же придумал эти игры? Как вы думаете? (ответы детей)
- Правильно, они созданы народом, так же, как сказки и песни. Русские народные игры дошли до нас из глубокой старины.
- Собирались мальчишки и девчонки вечерами на деревенской улице или за околицей, без устали бегали, играли в разные игры.
- Зимой устраивались катания с гор, игры в снежки, катания на лошадях с песнями
- Особенно любимыми были такие игры, как лапта, горелки, салочки, жмурки, городки, игры с мячом. Вы знакомы с некоторыми из них уже давно.
- А какие игры вы знаете? (Например: "Гуси-лебеди", "У медведя во бору", "Совушка")
- Да, ребята, это все – русские народные игры.
- Предлагаю вам, отправится к бабушке в деревню. В деревне почти в каждой избе есть старый "бабушкин сундук", в котором хранятся разные секреты
Педагог: Хотите найти бабушкин сундук и узнать все его секреты? (да!)
- Тогда отправляемся в путь.
- Равняйсь! Смирно! Направо! За направляющим, шагом марш!
Игра в движении "Деревья, кусты, коряги"
Ходьба по залу.
На слово "кусты", дети останавливаются и приседают.
На слово "деревья", дети останавливаются и поднимают руки вверх.
На слово "коряги", дети останавливаются и принимают положение упор лежа.
При беге выполняются те же задания.
Ходьба, упражнения на восстановление дыхания. Перестроение в две колонны через середину зала.
Педагог: Мы шли, шли, шли,
И в деревню пришли.
- Вот изба. А вот и бабушкин сундук. Интересно, а что же там лежит? (Педагог открывает сундук. Достает ложки)
- А что же нам делать с этими ложками? У нас же сейчас не обед. (ответы детей)
У меня, друзья, есть ложки.
Они волшебные немножко.
Мы про них сейчас расскажем.
Волшебство их всем покажем!
(под музыкальное сопровождение)
№ 1
И.п.: о. с., руки с ложками внизу;
1 – руки вверх, ударить в ложки;
2 – и. п.;
3 – руки вперед, ударить в ложки;
4 – и. п.;
(8 раз) Спина прямая.
№ 2
И.п.: ноги на ширине плеч, руки с ложками у плеч;
1 – поворот вправо, руки выпрямить, ударить в ложки;
2 – и. п.;
3 – поворот влево, руки выпрямить, ударить в ложки;
4 – и. п.;
(8 раз) Ноги от пола не отрывать.
№ 3
И. п.: ноги на ширине плеч, руки с ложками внизу;
1 – наклон к правой ноге, ударить ложку о ложку за коленом. Ноги не сгибать;
2 - и.п.;
3 – 4 – наклон к левой ноге (8 раз).
№ 4
И. п.: ноги слегка расставлены, руки у плеч;
1 – 2 – поднять правую ногу, ударить ложками под коленом ноги;
3 – 4 - и. п. (8 раз) Самоконтроль за осанкой, ногу опускать мягко.
№ 5
И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз;
1 – 2 – присесть, руки вперед;
3 – 4 - и. п. (8 раз) Спину держать прямо.
№ 6
И. п.: сидя на полу, руки с ложками внизу;
1 – 2 – поднять ногу, ударить под ней в ложки;
3 – 4 - и. п;
(8 раз) Поднимать прямую ногу.
№ 7
И. п.: ноги слегка расставлены, 8-10 прыжков – ноги врозь, руки в стороны, ноги вместе, руки вниз. Чередовать с ходьбой на месте (3 раза) Прыгать легко.
№ 8
Упражнение на восстановление дыхания
И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз;
1-2 - медленно поднять руки через стороны вверх - вдох;
3-4 – медленно опустить руки через стороны вниз - выдох;
Вдох делать носом, выдох – через рот.
Педагог: Ребята, а давайте еще раз заглянем в бабушкин сундук. Что это, ребята? (педагог достает из сундука платочек)
- А в какую игру с платочком, мы с вами играли?
Игра "Горелки с платком"
Игроки стоят парами друг за другом, впереди водящий, который выбирается считалкой, он держит в руке над головой платочек.
Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Раз, два - не воронь,
Беги, как огонь!
Дети последней пары бегут вдоль колонны - один справа, другой слева, тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, т.е. водит.
Педагог достает из сундука два мешка.
- Ребята, а что это? (мешки)
- Раньше в старину проводили игры-эстафеты, прыжки в мешках. Давайте и мы с вами посоревнуемся в ловкости и быстроте.
Эстафета "Прыжки в мешках"
Под русскую народную музыку.
Педагог: Молодцы, ребята. Показали свою ловкость и выносливость.
- Посмотрите, ребята нам бабушкин сундучок еще что-то приготовил. (достает из сундука записку)
- Бумажка какая-то? Что же здесь написано?
- Здесь правила игры "Капканы". Наверно бабушка написала, чтобы не забыть? Хотите поиграть в новую игру?
Игра "Капканы"
Из числа играющих выбирается несколько "капканов" (по 2 человека). Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или "капканчики", через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.
"Капканы" образуют круг и открыты, пока играет музыка. По сигналу (прекращение музыки) "капканы" закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.
Пойманные берутся за руки с участниками "капкана", образуя кружок из 3-4 человек.
Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегая через "капканы". Те закрываются снова и снова, пока не останется всего 2-3 пойманных, самых быстрых и ловких. Игра повторяется 2-3 раза
Педагог: Вам игра понравилась?
Ну, ребята, так держать!
Будем дальше продолжать?
- Открываем сундучок. (Достаю кегли)
Игра "Огородник"
Выбрать водящего считалкой. В центре большого круга ставят "пенек" (стульчик), в круге складывают игрушки, обозначающие овощи (например, кегли). Все играющие стоят за кругом. "Огородник" сидит на пенечке и "тешет колышки", при этом приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой сторожу.
С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести кегли ("овощи"). Ребенок, до которого дотронулся "огородник", выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет кеглей.
Педагог: Вот мы и узнали все секреты бабушкиного сундука. Садитесь все в кружок.
- Сейчас я начну передавать свечу по кругу, и у кого свеча окажется в руках, тот будет рассказывать, что ему сегодня понравилось.
- Свечу держим двумя руками и передаем ее очень аккуратно. (если дети затрудняются сказать, педагог задает вопросы)
- Где мы сегодня побывали?
Что мы нашли в старой избе?
В какие русские народные игры мы сегодня играли?
Какая игра тебе понравилась больше всего?
Какая эстафета, соревнование было сложнее?
- Что тебе было выполнить легче?
- Спасибо вам ребята, что сегодня вы были со мной. Мы побывали в деревне, все секреты бабушкиного сундука узнали.
- А теперь все вместе давайте задуем свечу.
Вы на славу поиграли,
Веселиться не устали?
Но пришла пора прощанья
Говорю всем "до свиданья"
Позабытым играм старым.
В них играли вы недаром:
Крепче стали и умнее,
Научились быть дружнее.
Стали игры вам знакомы,
Вы играйте в игры дома,
И в гостях, и на прогулке,
И в знакомом переулке!