Воспитательский час "Сокровища русского народа - народная игрушка кукла-оберег"

Цель: познакомить с историей народной игрушки – куклы-оберег научить ее изготавливать

Задачи занятия:

  • расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве и быте народов, на примере куклы;
  • создать условия для творческой самореализации ребенка;
  • формирование у детей навыков ручного труда;
  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

Расходные материалы: лоскутки однотонного ситца и цветного ситца, вата, ленты, тесьма, катушечные нитки, шерстяная пряжа.

Инструменты: ножницы, иголки и булавки в игольницах, наперстки.

Словарная работа: оберег.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.
- А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?
Дети: Здравствуйте, добро пожаловать, приятно вас видеть, проходите, пожалуйста.

- Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз.
- Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает. (воспитатель с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, и лукошко с цифрой 2)
- Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое?

- Правильно, это конверт, и лукошко. А на них - цифры 1 и 2. А чтобы это значило?
- Ребята, так как у нас математический счет начинается с цифры один, то мы сначала откроем предмет под номером 1.
- Под номером 1 у нас конверт, а в нем задание – загадки!

- А задание непростое нам нужно помочь солнцу обрести свои лучики, на которых написаны отгадки к нашим загадкам. (Дети отгадывают загадку, находят ответ на "лучике" и прикрепляют его к солнцу)
- Ребята, какие вы молодцы, знаете много отгадок они все такие разные, не повторяются.
- Солнце – это символ жизни. За каждый правильный ответ я буду давать солнышко. В конце занятия мы с вами посчитаем, у кого больше солнышек. (дети садятся)

Основная часть

Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под номером два?
- Под номером 2, у нас лукошко. А, что у нас в лукошке? (воспитатель предлагает детям достать из лукошка предмет и рассказать о нем)
- Выставляем на стол игрушки – сувениры: домового, подкову, мешочек с зерном.

- Это игрушки - сувениры. И эти игрушки непростые, в старые добрые времена эти игрушки назвали оберегами. И тема нашего занятия: Сокровища русского народа - народная игрушка кукла - оберег.

Слово оберег – произошло от слова оберегать, охранять

- У каждой игрушки свое предназначение. Домовой охраняет дом, подкова на - удачу и благополучие в доме. Найти на дороге подкову – не просто к большой удаче, но еще и к деньгам.
- Мешочек с травами охранял от злых духов. Но кроме этих предметом мощным оберегом были у славян текстильные обрядовые куклы-мотанки.
- Их наши предки делали без ножниц и иголок, из соломы, ниток или тряпочек, и каждая кукла наделялась определенной силой.

- "Пеленашка" отводила беду от новорожденного (клали к нему в кроватку), "Кормилица" была покровительницей достатка и благополучия в доме, "Зерновушка" приносила урожай и богатство.
- Существовали также и свадебные куклы. Куклы "неразлучники". Эти куклы делали для жениха и невесты. Которые потом охраняли их семейный очаг.

- С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи.
- Дети делали их сами, они начинали "вертеть" куклу лет с пяти. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передает.
- Секреты мастерства создания кукол также передавались из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Физминутка "Сиди, сиди Яша"

Сиди, сиди, Яша.
Руки на темень положи,
Ты забава, наша.
И скорее нам скажи:

Погрызи орешки,
Раз, два, три,
Для своей потешки. (Водящий кричит: замри)

Практическая часть: изготовление игрушки

(Звучит тихая музыка)
Воспитатель: Издавна в русских крестьянских семьях дети играли тряпичными куклами, которых делали из любого кусочка ткани с большим старанием.
- Вот и мы сейчас мы с вами изготовим куклу "Мотанку".

- На предыдущих занятиях мы с вами приготовили заготовки для наших кукол, а сейчас мы их соберем.
- Последовательность выполнения куклы вы видите на слайде.

По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно и за это получают по солнышку. Подсчет солнышек.
- Что нового вы сегодня узнали для себя? (узнали, что есть куклы-обереги)
- Какие куклы обереги бывают? (Неразлучники, мотанки, пеленашки, зерновушки)

- Какую куклу с вами делали? (Куклу закрутку)
- Сегодня вы узнали о традициях русского народа, о куклах-оберегах. И сами изготовили такие куклы.

Подведение итогов

Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.

- Желаю вам удач и говорю: "До встречи, милые друзья!"
- Спасибо всем!

Размер:
21.06 Kb
Скачали:
4