Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Кошелек и его друзья"

Цель: формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Задачи:

  • познакомить с понятием семейный бюджет (доход и расход);
  • раскрыть сущность понятия "монета", "банкнота", "пластиковая карта", наличные и безналичные деньги;
  • развивать умения соотносить свои желания и возможности;
  • способствовать пониманию роли денег в жизни людей;
  • воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о семейном бюджете. Послушайте сказку о Кошельке.
- Жил да был Кошелек. Он любил, когда его бережно открывали и доставали деньги. Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелек был не очень толстый.
- Отчего кошелек становился толстым? (Ответ детей)

- Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? (Примерный ответ детей: мама, папа - зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький ребенок – пособие)
- А эти предметы, какое отношение могут иметь к семейному бюджету? (конверт с деньгами – подарок, молоко и яйца, огурцы и помидоры – можно продать)

- Что такое бюджет?

Бюджет - это подсчет доходов и расходов. Доход – это деньги полученные в результате работы

- Повторите слово - доход.
- Как одним словом можно назвать деньги, которые расходуют? (Расход)
– Правильно, ребята, расход – это деньги, которые потратили на оплату услуг и на покупку вещей. Можно ли кошелек назвать семейным бюджетом?

- Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы)
- Приглашаю встать полукругом и сыграть в игру с мячом.

Игра "Доход или расход"

  • Мама получила зарплату (доход)
  • Бабушка заболела (расход)
  • Выиграла приз (доход)
  • Заплатили за квартиру (расход)
  • Продала бабушка яйца (доход)
  • Купила куклу (расход)

Воспитатель: Ребята вы часто ходите с родителями в магазин? Слышали, как продавец спрашивает – как вы будете рассчитываться – наличными или картой?
- Что обозначает слово – наличные деньги? (Дети отвечают)
- Правильно, наличные – это деньги, которые мы можем достать из кошелька, их можно потрогать и пощупать.

Игра "Дополни фразу"

Я начну фразу, а вы дополните:

  • Монета круглая, а банкнота … (прямоугольная)
  • Монета металлическая, а банкнота … (бумажная)
  • Монета звенит, а банкнота … (шуршит, шелестит)
  • Монеты тяжелые, а купюры … (легкие)

- Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?

Физкультминутка

Продаются в магазине (вытянуть руки вперед ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, ряженка и сыр (соединять пальцы левой и правой руки)
Чай, конфеты, шоколад, яблоки и виноград (разъединяем пальцы левой и правой руки)

Детский мячик в магазине (крутят руки влево-вправо)
Продают в большой корзине.
Нужно важное купить, чтобы экономным быть! (потереть ладошки одновременно)

Воспитатель: Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? (купюры и монеты - показать)
- Это наличные деньги, т.е. их можно увидеть, пощупать.
- На какие товары первой необходимости использовали деньги? (продукты, одежда, покупка крупных вещей)

- За что еще можно оплатить? (за квартиру, свет, газ)
- У вас тоже есть кошельки и в них есть деньги.
- У нашего кошелька, бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто. Почему?

- Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?
- Ребята, чтобы кошелек не оставался пустым на чем мы можем экономить? (экономить электроэнергию, воду, аккуратно носить одежду, меньше покупать сладкого…)

Воспитатель читает сказку: Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома? (показать)
Кошелек насторожился:
- Привет, - сказал он. - Я - Кошелек. Я - хранитель семейного бюджета. (Что могла сказать Карточка?)

- А я - пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.
- Но где же ты хранишь купюры? (Что по вашему ответила Карточка?)
- Они во мне, - гордо ответила Карточка.

- Но ты такая тонкая и маленькая, - изумился Кошелек, - и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? (Каким мог быть ответ Карточки?)
- А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги- загадочно улыбнулась Карточка.
- Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить все, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.

"Значит, обо мне не забудут", - подумал Кошелек и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:
- А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдется надежное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.

Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелек думал: "Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке". А Карточка подумала: "Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело". И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен. Теперь они вместе будут отвечать за семейный бюджет!

Рефлексия

Воспитатель: Понравилась вам сказка?
- Кто обратился к нам с просьбой? С какой?
- Какие задания выполняли?

- Что было сложным?
- Что было интересным?
- С какими новыми словами познакомились?

- Кто был самым активным сегодня? Почему?
- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

Размер:
17.91 Kb
Скачали:
14