Для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Предварительная работа: чтение книги Т. Александровой "Домовенок Кузька", совместная разработка с детьми знаков-помощников для обозначения мест, требующих повышенного внимания.
Материал: ноутбук, проектор и экран, знаки-помощники для обозначения мест, требующих повышенного внимания.
Действующие лица: девочка Наташа, домовенок Кузя, дети старшей группы.
В группе создан интерьер детской комнаты.
Воспитатель: Ребята, нас приглашает к себе домой девочка Наташа, ее семья только-только купила новую квартиру и отпраздновала новоселье. Заглянем в гости, посмотрим, как устроилась Наташа?
Наташа: Здравствуйте, ребята, как я рада вас видеть! Проходите, проходите.
- Вы представляете, у меня есть своя комната. Смотрите, какая большая! Садитесь. (помогает детям разместиться на диванчике, пуфиках и др.)
- Я хочу вас кое с кем познакомить. (отходит к окну и из-за занавески выводит Кузька)
- Вот, смотрите, кто у нас поселился, домовенок.
Кузька: Ну-ка, ну-ка, кто это у нас? Друзья или просто знакомые? А не знакомы, долго ль познакомиться – приходи сосед к соседу на веселую беседу.
- Я Кузьма, для друзей Кузька, а вас как звать величать? (дети хором называют свое имя)
- Ну вот и познакомились. (обращается к Наташе)
- Охти мне, батюшки! Охти мне, матушки! Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая! И в кого такая уродилась? Разве так гостей встречают.
- На дворе жара полуденная, в комнатке душно, надо окна пошире открыть. (Кузька бросается к окну, Наташа его останавливает)
Наташа: Стой, разобьешься!
Кузька: А почему? (ответы детей)
Наташа: Вот, ребята, беда какая, только и смотри за ним целый день, не знает Кузька, как вести себя в новом доме.
Воспитатель: Ну откуда домовенок может знать, где в современном многоэтажном доме, нужно вести себя осторожно. А ведь у нас есть знаки-помощники, вот они.
- Давайте расскажем Наташе, как они работают. (дети рассказывают о знаках и помогают их разместить в комнате)
Кузька: Ух-ты, ох-ты, умненькие вы мои, разумненькие вы мои. Вот теперь я буду знать, где внимательным быть. Делу время, а потехе час, давайте играть.
Русская народная игра "У бабушки Маланьи"
Дети идут хороводом, приговаривая:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей
Все без бровей (останавливаются)
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
Ничего не ели
На нее глядели
Делали вот так!
Присаживаются на корточки, руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают.
Кузька: Ух, умаялся, жарко! Наташа, неси вентилятор.
Обыгрывание ситуации героями: Наташа, включает вентилятор, Кузька с Наташей радуются прохладе, прыгают, веселятся. Кузька близко подбегает к вентилятору, тянется к лопастям, садится на пол в недоумении и замирает.
Наташа (трясет Кузьку): Кузя, Кузенька, что с тобой? Неужели опять превратился в игрушку. (тихо плачет)
Воспитатель: Ребята, что же могло случиться с Кузькой?
Совместное обсуждение воспитателя с детьми предполагаемых последствий ситуации и возможных выходов из нее. Рассматриваются все предложенные детьми варианты, схематично зарисовываются и выстраивается алгоритм.
Например: Из вентилятора посыпались искры – необходимо немедленно обратиться к взрослому. Вентилятор мог упасть и ударить Кузьку – к месту ушиба приложить холод и сообщить взрослому.
Кузька: Он лежит и еле дышит, ручкой-ножкой не колышет!
Наташа: Ой, Кузенька, а я уж думала ты насовсем превратился в игрушку?
Воспитатель: Дорогие Наташа и Кузька, вентилятор – это электроприбор, а все электроприборы требуют осторожного обращения.
Наташа: А у меня в ноутбуке мультфильм был. Давайте его вместе посмотрим, что бы лучше запомнить, как безопасно вести себя с электроприборами.
Кузька: Ох, сколько нового и полезного я от вас, ребята, узнал. Пойду, расскажу всем.
Наташа: Ребята, как здорово, что своими знаниями вы поделились с нами. Теперь в моей комнате будет не только уютно, но и безопасно.
Воспитатель: Взрослые делают все, чтобы в доме было безопасно, но безопасность это правильное поведение, как взрослых, так и детей. (Кузька и Наташа прощаются)