Цель занятия: формирование у детей навыков поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности.
Задачи: учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
Материалы к занятию: стулья по количеству детей, фонограмма спокойной музыки, "смайлик", лупа, камень, веревка, кусочки бархатной и наждачной бумаги по количеству детей, стол.
Дети стоят в кругу в приемной.
Собрались все дети в круг, (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся. (улыбаются)
Звучит спокойная музыка. Дети, взявшись за руки, идут в групповую комнату и садятся на стулья, стоящие полукругом.
- Ребята наше занятие началось, но чтобы оно подарило нам радость и хорошее настроение давайте скажем друг другу добрые слова, подарим комплимент, а поможет нам в этом смайлик.
Дети передают другу смайлик и говорят комплимент, а принимающий комплимент - благодарит.
- Ребята, мы с вами поздоровались, сказали друг другу приятные слова и пожелания, передавая смайлик. а кто мне скажет, при помощи чего мы передавали "смайлик"?
- Правильно, при помощи рук. А вы слышали такое выражение "Знать, как свои пять пальцев"? (Объяснить детям значение выражения)
- А теперь проверим, как хорошо вы знаете свои пять пальцев.
- Рассмотрите свою правую ладонь. Что вы на ней видите?
- Проведите указательным пальцем левой руки по самой длинной полоске на ладони, а теперь по самой короткой.
- А теперь повторите тоже самое, но с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы!
- На наших ладонях есть и другие отметины, которые есть только у вас. (Предложить рассмотреть ладонь, можно дать лупы)
- Что вы увидели?
- Правильно, полоски, бугорки, мозоли. Это называется рисунок, он индивидуален для каждого человека.
- Можно вспомнить название каждого пальца. (Поговорить о том для чего нужны человеку руки, какую функцию они выполняют)
- Ребята, а ведь руки нам нужны не только для того, чтобы обслуживать себя и выполнять определенную работу.
- Но при помощи рук можно сотворить чудо!
- Ребята, посмотрите у меня в руках обычный камень. Давайте посмотрим, какое чудо сотворят наши руки.
- Камень у меня в руках холодный, тяжелый, шероховатый не очень приятно держать его в руках. (изобразить мимикой)
- Но я постараюсь его согреть теплом своих рук, прежде чем передать его вам.
Далее передаю камень ребенку со словами: "Возьми, камень тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям. Передай, камень, мои чувства другу".
- Что ты чувствуешь?
- Какой камень?
- Холодный или теплый?
- Как ты думаешь почему?
- Что я делала, о чем просила камень? (Педлагаю сделать тоже самое вместе с остальными детьми. Камень "идет" по кругу и возвращается ко мне)
- Я держу камень в руках - он по-прежнему шероховатый и тяжелый, но его приятно держать в руках потому что он теплый, почти горячий, ведь он вобрал в себя теплоту ваших сердец и рук, нашу любовь к друг другу.
- Оказывается наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!
Предлагаю встать в круг. Обращаю внимание на то, что к камню добавилась еще веревка.
- Ребята, сожмите свои ладони в кулаки и представьте, что это камень.
- Посмотрите, как это делаю я. А теперь вы. Я проверю насколько крепко вы сжали свои ладони.
- У меня в руках веревка. Какая она?
- Посмотрите мои руки превращаются в веревку. Они стали мягкие, гибкие, расслабленные, как веревка.
- Повторите тоже самое со своими руками.
- А сейчас вы будите, по моей команде, превращать свои руки то в камень, то в веревку. (Далее предлагаю детям напрячь и расслабить все мышцы тела)
Дети проходят на свои места. По команде воспитателя дети начинают передавать камень по цепочки, на слове "стоп" у кого камень - тот и камень. Ребенок - камень в центре круга, а остальные дети говорят слова, положив на него руки.
- Даем тебе нашу любовь, тепло наших рук, жар наших сердец.
- Что происходит с вашими руками?
- А что происходит с камнем?
- Что приятнее отдавать или получать тепло?
- Ну, чтож ребята, вот сколько чудес мы совершили при помощи рук.
На столе лежат кусочки мягкой бархатной бумаги и наждачной. Предлагаю детям выбрать кусочки бумаги в зависимости от того, какое настроение у них сохранилось после нашего занятия.
Итоговые слова: "Пусть живут здесь вместе с нами …"