Конспект художественно-эстетической деятельности: Игра-фантазия "Дворец искусств"

Задачи:

  • Обогащать и накапливать у детей опыт восприятия произведений музыкального искусства.
  • Побуждать к свободному фантазированию, создавать образы и персонажи игры-фантазии.
  • Развивать тембровый слух детей, познакомить с характерными особенностями звучания арфы.

Материал и оборудование: прозрачные шарфики, музыкальные инструменты, материалы для художественно-эстетической деятельности. Запись музыкальных произведений: "Танцы для арфы и струнного квинтета" К. Дебюсси, вступление из "Вальса цветов", фрагмент вступления Адажио из балета "Спящая красавица", фрагмент "Танца пастушков" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского.

Содержание художественно-эстетической деятельности

Музыкальный руководитель: Мы с вами прибыли на остров Искусств в гости к Музам, которые приглашают нас посетить Дворец Искусств. В нем собраны и представлены все виды искусства. Посмотрите на рисунки-пиктограммы, символы искусства. (показывает рисунки-пиктограммы)

- Если на рисунке-пиктограмме изображена лира, то все понимают, что речь пойдет о музыке. Если на рисунке-пиктограмме изображено перо и свиток бумаги или книга, то речь пойдет о литературе, если театральные маски, то это театр, если краски и мольберт – это живопись и скульптура и т.д.

- Сделайте кубики из картона разных цветов и изобразите рисунки-пиктограммы на сторонах кубика и постройте макет Дворца Искусства, при "укладке стен" следите, чтобы рисунки на кубиках сочетались по цвету, по видам искусства.

Звучит "Танцы для арфы и струнного квинтета" К. Дебюсси

Дети строят дворец.

Музыкальный руководитель: Какой замечательный дворец у вас получился. Послушайте чудесную музыку, которая льется из окон дворца. Кто-то легко и нежно перебирает струны незнакомого инструмента, а приятная мелодия мягко обволакивает душу и сердце.

Звучит вступление "Вальса цветов" П. И. Чайковского, дети узнают и называют знакомое произведение.

- Однажды мимо дворца проезжал прекрасный принц. Он услышал прекрасную музыку, и ему захотелось узнать, что это за волшебный инструмент, который издает такие чудные звуки. Он вошел во дворец и увидел прекрасную принцессу.

- Она сидела в центре зала и играла на большом красивом инструменте со множеством струн. "Что это? Как называется этот удивительный инструмент?" - воскликнул принц. Принцесса ответила: "Это – арфа!". (На экране транслируется арфа)

АрфаАрфа

Арфа – один из самых древних музыкальных инструментов. Струны ее делали из жилок или волокон пальмового листа. Арфа представляет собой большую деревянную раму причудливой формы, внутри которой натянуты струны. У настоящей арфы обычно 44-46 струн. Послушайте звучание арфы.

Звучит фрагмент вступления Адажио из балета "Спящая красавица" П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Вы слышали завораживающие звуки арфы, которые не могут оставить равнодушным никого. При игре на арфе используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами.
- При этом появляется целый каскад звуков, напоминающий искрящийся водопад.

- Принц влюбился в принцессу и попросил ее руки у короля. Но король сказал, что принц получит в жены прекрасную принцессу, если пройдет три испытания. Ребята, давайте поможем принцу.

Первое испытание

Король пригласил в тронный зал всех обитателей дворца и предложил создать большой королевский оркестр. Принц и все придворные выбрали себе инструменты, принцесса тронула струны своей арфы – и зазвучала прекрасная музыка. Ребята, давайте присоединимся к оркестру. (Дети выбирают музыкальные инструменты)

Звучит фрагмент "Танца пастушков" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского

Дети оркеструют произведение.

Второе испытание

Музыкальный руководитель: Король предлагает пошутить и назвать, кто на чем играет:

На баяне – баянист.
На гитаре – гитарист.
На гармошке – гармонист.
А на бубне? (ответы детей)

На кобзе – кобзарь.
На дудке – дударь.
На ложках – ложкарь.
А на литаврах?

На флейте – флейтист.
На тубе – тубист.
На кларнете – кларнетист.
А на тамтаме?

На органе – органист.
На пианино – пианист.
А на рояле?

Третье испытание – творческое

Музыкальный руководитель: Принцесса любила цветы, и в королевском саду росло множество прекрасных цветов. Цветы очень любили петь, но их пение никто не мог услышать. Давайте придумаем песенки цветов, и попробуем сочинить мелодии на заданный текст (варианты: "Я – ромашка белая…", "Колокольчик звонкий…", "Я – лилия красавица…" и т.д.)

- Принц благодаря нашей помощи прошел все испытания, и на следующий день во Дворце была пышная свадьба. И, конечно, на балу звучал нежный и волнующий "Вальс цветов" М. И. Чайковского. Давайте представим, что мы с вами тоже на этом балу и потанцуем вместе с гостями принца и принцессы. (Дети импровизируют движения с выбранными атрибутами для танца)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!