Задачи занятия:
Предварительная работа: знакомство с растениями в уголке природы; рассматривание журналов "Комнатное цветоводство", "Цветы в доме", открыток, энциклопедий комнатного цветоводства; обучение детей способам ухода за растениями в группе; беседа с детьми о цветах в их доме; дидактические игры "Узнай цветок по описанию", "Найди цветок по названию", "Что изменилось", "Загадай мы отгадаем"; сюжетно ролевая игра "Магазин цветов"; работа дежурных в уголке природы.
Оборудование: комнатные растения, опрыскиватель, таз, палочки для рыхления, лейки с водой, тряпочки, кисточки, клеенка; для опытов: стаканчики с песком, с водой, палочки и бинтики.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
"Доброе утро".
- Запустим волну хорошего настроения. Будем улыбаться друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
А сейчас отгадайте загадки:
Дышит, растет, а ходить не может? (растение)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (комнатные растения)
- Как вы думаете, о чем м сейчас будем говорить? (о комнатных растениях)
- Почему их так называют? (потому что они растут в помещение, в комнате и за ними ухаживает человек)
- Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них жаркие страны, где круглый год лето. Человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом. Но почему? (чтобы растения не погибли, зимой не замерзли)
- Комнатные растения есть у нас в группе, и у вас дома. Поднимите руки у кого есть дома комнатные растения. Для чего они нужны человеку?
(Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышат люди и животные. Комнатные растения украшают наш дом, радуют нас своими красивыми цветами. Среди них есть и лекарственные растения, из них делают лекарство)
- Подойдите к столам, на которых расположены комнатные растения. Назовите комнатные растения, которые находятся перед вами. Чем они отличаются друг от друга? (дети подходят к столам, поставленным в ряд, на которых находятся комнатные растения. Комнатные растения отличаются друг от друга формой листьев, стеблей, они по-разному размножаются, за ними нужен разный уход)
- А чем похожи комнатные растения? Что у них общего? (есть корень, стебель, листья, цветок)
- Для чего нужен корень комнатным растениям? (корень дышит, всасывает влагу, удерживает комнатное растение в земле, не дает ему упасть)
- Как вы думаете, а какую функцию выполняет стебель? Зачем он нужен комнатному растению? (стебель дышит, на нем держатся листочки, он передает влагу листьям, цветам, плодам)
- Давайте проверим, действительно ли вода по стеблю поднимается к листьям, цветам? Пройдите в лабораторию.
У детей стаканчик с подкрашенной водой, бинтик с узелком на конце имитирующий корень, дети опускают бинтик в воду и следят, как вода быстро поднимается по волокнам.
- Вода по стеблю поднимается к листьям, цветам.
- А что необходимо, что бы комнатные растения росли здоровыми, красивыми, цветущими? (растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода)
- Помощников растений пять, как пять пальцев на руке. Растениям нужна почва? (да, они растут в горшках с землей)
- Почему комнатные растения ставят на подоконник? (для роста им нужен свет)
- Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (им нужно тепло)
- Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? (необходима вода - их надо регулярно поливать)
- Пятое условие для роста растений какое? (растениям нужен воздух, чтобы они дышали)
- Что надо делать, чтобы им стало легче дышать? (чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с них пыль)
- Растения будут красивыми и здоровыми, если за ними будет хороший уход. Сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями. Растения нужно поливать, чтобы они не засохли. Как их правильно поливать? (аккуратно, по краю горшочка)
- Как узнать, что растения нужно полить? (потрогать землю на ощупь)
- Давайте потрогаем, какая земля? (сухая)
- Что нужно сделать? (полить)
- Возьмите лейки и аккуратно полейте цветочек. Чтобы хорошо проходила вода нужно рыхлить землю в горшочке. Рыхлят землю палочками от края горшочка к стебельку. Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо проходила вода)
- Чем рыхлят землю? (палочками)
- Как нужно рыхлить землю? (от края горшочка к стебельку)
- А как нужно ухаживать за листочками? (крупные листья протираем тряпочкой, а мелкие опрыскиваем)
- Определите, какие листья у вашего комнатного растения и правильным способом удалите пыль с листьев.
- Какие вы молодцы, как хорошо вы сегодня работали, чисто вымыли листочки, как они теперь блестят.
- Почему растения называют комнатными?
- Для чего они нужны человеку?
- Чем отличаются комнатные растения друг от друга?
- Что у них общего?
- Для чего нужен корень комнатным растениям?
- Какую функцию выполняет стебель?
- Что необходимо для роста растений?
- Как узнать, что растения нужно полить?
- Для чего нужно рыхлить землю?
- А как нужно ухаживать за листочками?
- Для чего мы ухаживали за растениями?