Конспект занятия в подготовительной группе "300 лет Кузбассу"

Цели занятия:

  • формирование нравственно-патриотических чувств воспитанников в процессе изучения истории, культуры, природных особенностей Кузбасса;
  • расширение кругозора детей о достопримечательностях области, уникальности природы Кузбасса;
  • воспитание любви к своей Родине, уважения к шахтерскому труду, интереса к истории своего края.

Задачи:

  • дать понятие, что такое малая родина, познакомить с ее богатствами, особенностями;
  • развивать познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание;
  • воспитывать гордость за свой край, стремление узнать больше о природе родного края.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Кузбассе, заучивание стихов, потешек, пословиц, рассматривание географической карты Кемеровской области.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашей малой Родине, о месте, где мы родились и живем, о Кузбассе.
В Российской нашей необъятной шире
Есть край известный. Край, где мы живем.
Зовут его "Жемчужиной Сибири",
А мы землей любимою зовем.

Кузбасс – земля особенного рода,
Ее не спутать ни с какой другой.
И днем, и ночью жаркая работа
Кипит и на земле, и под землей.

Хранит земля несметные запасы,
Щедры поля родимой стороны.
От ритма жизни нашего Кузбасса
Зависит состояние страны.

Шумит тайга. Зовут к вершинам горы,
Земля отцов нам с детства дорога.
Волнуют сердце милые просторы.
Ласкают взгляд крутые берега.

Гордимся мы твоею доброй славой,
Твоим богатством, наш родимый край.
Кузнецкий край на благо всей державы,
На счастье нам живи и процветай!
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю, по Кемеровской области. Нашу область еще называют Кузбассом. (показать на карте)

- Он занимает большую территорию. Вот так о Кузбассе написала поэтесса О. Жилина:

Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс.

Люблю его твердую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвездную россыпь
В его молодых городах.

И сталью и углем богата
Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!

- Что мы возьмем с собой в путешествие?
- С собой берем самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. В пути мы совершим несколько остановок, чтобы узнать новое и интересное о родном крае.
- Путешествовать нам поможет карта Кемеровской области.

Карта Кемеровской областиКарта Кемеровской области

Дидактическая игра "Собери карту"

Дети вместе с воспитателем собирают паззл из карты Кемеровской области. Воспитатель показывает и называет города: Белово, Полысаево, Междуреченск, Юрга, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск.

Воспитатель: А в каком городе вы проживаете? (в городе Кемерово)
- Покажите на карте.

- Мы живем в красивейшем крае России – Кузбассе. Кузбасс славится не только добычей угля, но и великолепием своих лесов, полей, рек. В нашей области много красивейших мест, которые мы можем отнести к местам - чудесам.
- Хотите узнать о них? Тогда отправляемся в путь!

Первая остановка - Монумент "Память шахтерам Кузбасса"

Воспитатель: Монумент является символом героического шахтерского труда и посвящен памяти погибших горняков Кузбасса. Бронзовая скульптура Эрнста Неизвестного установлена в г. Кемерово на правом берегу р. Томь.

- Общая высота композиции - 12 м, вес - 5 т. Памятник представляет бронзовый торс шахтера, установленный на трехметровом постаменте из черного гранита. В груди шахтера пылает горящее сердце. (дети рассматривают иллюстрации)

Монумент "Память шахтерам Кузбасса"Монумент "Память шахтерам Кузбасса"

- Давайте отметим на нашей карте монумент "Память шахтерам Кузбасса".

Вторая остановка - Томская Писаница

- Перед нами музей-заповедник "Томская писаница".
- Как вы думаете, что значит музей – заповедник?

- Это место, где хранятся старые вещи, различные экспонаты. Свое название Томская писаница получила из-за того, что находится на берегу реки Томь, а на скалах сохранились следы древней письменности.

Наскальные рисунки в Томской писаницеНаскальные рисунки в Томской писанице

- Посмотрите внимательно на эти наскальные рисунки, что на них изображено?

- Как вы думаете, при помощи чего древние люди рисовали на скалах.
- Рисунки представлены изображениями лосей, медведей, птиц. Изображения выполнены в разной технике: есть выбитые, прошлифованные, выполненные тончайшими резными линиями; отдельные рисунки нарисованы охрой.

- Наши дальние предки оставили нам свои послания в виде наскальных рисунков, в которых запечатлен быт и обряды древних людей.
- Давайте и мы нарисуем послание.

- Перед вами вот такие необычные листы, давайте представим, что это обломки скалы и с помощью стеки нанесем, нацарапаем рисунок. (Дети стекой процарапывают рисунок)
- Давайте и Томскую писаницу отметим на карте.

Третья остановка - город Мариинск

- Город Мариинск представляет собой уникальный образец уездного сибирского города конца XIX – начала XX века. Каменная и деревянная архитектура города — являются визитной карточкой города. Город обладает богатым историческим и культурным наследием. В городе насчитывается 74 памятника архитектуры.

Достопримечательности г. МариинскаДостопримечательности г. Мариинска

- Назван город в честь Императрицы Марии. Деньги на ее памятник собирали всем городом, и теперь он украшает главную улицу.
- Город Мариинск славен единственным в России, да и в мире, памятником картошке. Отметьте, пожалуйста, на карте этот город.

- Ребята, не устали путешествовать? Давайте немного отдохнем и поиграем

Физминутка

Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и "гладят" травку)
Любовались облаками (встают и смотрят в верх)

Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали, (машут крыльями, и кружатся)

Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)

И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
И нисколько не устали. (идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)

Четвертая остановка - Кузнецкая крепость

Воспитатель: Кузнецкая крепость – памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения.
- Строительство Кузнецкой крепости было начато в 1800 г. на горе Вознесенской по указу императора Павла I и длилось 20 лет. Эта система укреплений, предназначенная для обороны от нападений враждебных племен кочевников.

Кузнецкая крепостьКузнецкая крепость

- Со стен крепости мы можем увидеть город Новокузнецк во всем его величие. (Дети рассматривают иллюстрации, на которых изображены пушки, стена, главные ворота)
- Не забудьте отметить Кузнецкую крепость на нашей карте.

Пятая остановка - Поднебесные Зубья

- Поднебесные Зубья (Тигер-Тыш). Это самые высокие горы в Кузбассе. Среди этих гор протекают 3 реки. Горы представляют собой хребет, отдельные вершины которого достигают огромнейшую высоту.

- Как вы думаете, ребята, почему эти горы называют Поднебесные зубья?
- Они действительно похожи на зубья, царапающие облака и самые высокие из них вершины называют: Старая крепость, Верхний Зуб, Большой Зуб. Здесь очень красиво.

Поднебесные ЗубьяПоднебесные Зубья

- Кристально чистый воздух и необыкновенная красота природы привлекают туристов, совершающих летние пешие и зимние походы. В зимний сезон Поднебесные зубья пользуются популярностью среди горнолыжников и сноубордистов, летом широко распространен водный туризм-сплав по горным рекам. (Дети отмечают на карте город Междуреченск)

Шестая остановка - Азасская пещера

Воспитатель: Памятник природы Азасская пещера расположен в Таштагольском районе в 18 км от поселка Усть-Кабырза в истоках реки Азас. Поэтому и была названа Азасская пещера. Общая протяженность пещеры составляет 7 км.
- Азасская пещера считается местом обитания Снежного человека.

- Это глухое место прославилось несколько лет назад, когда местные охотники увидели недалеко от пещеры "большое лохматое существо трехметрового роста". При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы.

Вход в Азасскую пещеруВход в Азасскую пещеру

- Подумайте, как может выглядеть Снежный человек? Давайте зарисуем ваши предположения и оставим рисунки в подарок хозяину пещеры на память. (Дети рисуют Снежного человека, затем отмечают на карте Азасскую пещеру)

Итог занятия

- Ребята, наше путешествие заканчивается. Посмотрите, сколько интересных мест мы отметили на карте.
- Давайте повторим, что это за места:

  • Музей-заповедник, в котором сохранились до наших дней наскальные надписи, выполненные в разных техниках. (Томская писаница)
  • Город, в котором представлена каменная и деревянная архитектура. (город Мариинск)
  • Живописнейший горный район Сибири, который пользуется популярностью у туристов, совершающих летние пешие и зимние лыжные походы. (Поднебесные зубья)
  • Памятник природы, который считается местом обитания Снежного человека. (Азасская пещера)
  • Памятник истории и архитектуры федерального значения. Крепость, которая входила в систему укреплений, главным предназначением которой было оборона от нападений враждебных племен кочевников. (Кузнецкая крепость)
  • Монумент, который является символом героического шахтерского труда. (Монумент "Память шахтерам Кузбасса")

- Вам понравилось наше путешествие? На память о нашей встрече я хочу преподнести вам эмблемы "Юный путешественник Кузбасса".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!