Конспект НОД "Я поведу тебя в музей"

Для детей подготовительной к школе логопедической группы, по "Ознакомлению с окружающим миром"

Цель: формирование представлений о музее.

Задачи:

  • Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города.
  • Воспитывать у детей интерес к прошлому и желание хранить и беречь старинные ценности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: беседа о разновидностях музеев, беседа о В.И. Чапаеве, разучивание физминутки.
Словарная работа: экспонат, раскопки, экспедиции, купец, лапти.

Оборудование: ноутбук, проектор, набор картинок на каждого ребенка, фишки, ящички.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадку:
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглядеть на них идет.

Воспитатель: Ребята, скажите, куда же идет любознательный народ? (музей)
- Скажите, что такое музей и для чего он служит людям? (Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением предметов культуры. Музеи нужны для того, чтобы люди любовались редкими, старинными предметами. Их нельзя трогать руками, можно только рассматривать и слушать рассказ экскурсовода. В музее нельзя шуметь, бегать, мешать другим посетителям)

Воспитатель:
Я приглашаю вас в музей –
Прекрасных много здесь вещей.
Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ. (С. Михалков)

Воспитатель: Ребята, кто из вас был с родителями в музее? Какие музеи вы знаете? (Ответы детей)
- Есть музей краеведческий, музей Великой Отечественной Войны, музей игрушки, музеи-заповедники, музей живой природы, Художественный музей, музей истории, музей современного искусств.

- Музеев очень много, и каждый по-своему интересен. Есть музеи, где собраны такие предметы, в которых, казалось бы, нет ничего необычного, однако тем и интересен музей, что открывает нам тайны, скрытые в обыкновенных вещах.

- Скажите, как называется человек, который рассказывает, ведет экскурсии?
- Сегодня экскурсоводами будут дети, которые посещали музеи в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове и сейчас расскажут о них.

Дети, 3-4 человека, выходят к экрану и рассказывают о своем посещении музея: "Гранд Макет Россия", музей "Крейсер Аврора", музей Матрешки, Музей самоваров. Мини-рассказ состоит из 4-5 предложений, составленных и выученных заранее.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что в нашем городе тоже есть музеи:

  • • Музей истории г. Балаково.
  • Дом-музей В.И. Чапаева.
  • Музей "Боевой Славы".
  • Художественный музей имени А.Н. Радищева.
  • Усадьба Паисия Мальцева.
  • • Музей клубники.

Показ презентации "Музеи города Балаково"

Воспитатель: Хочу предложить вам заглянуть в каждый музей и узнать много интересного. Каждый человек, любящий свою родину, город должен знать историю. И первый музей - Музей истории г. Балаково.

- Музей занимает старинный особняк банкира-хлебопромышленника Василия Голованова. Здесь вы можете познакомиться с богатейшей историей Балакова от села до крупного центра торговли зерном. Узнать о занятиях балаковских крестьян, увидеть, чем пользовались в деревнях жители (прялки, чугунные утюги, русская печь). Во втором зале представлена тема "Балаково в годы Великой Отечественной войны".

- Вы знаете, что наша страна праздновала 75-летие со дня победы в Великой Отечественной войне. И во многих музеях отражена тема войны. Парни из центра "Набат" занимаются раскопками. Они находят и привозят в музей "Боевой Славы" орудие, патроны, медали, ордена, личные вещи, предметы, некогда принадлежавшие солдатам.

- Сейчас экспозиция музея насчитывает почти тысячу экспонатов, но коллекция ежегодно пополняется. И это не только предметы, которые ребята привозят из экспедиций, но и вещи, принесенные балаковцами и когда-то принадлежавшие их отцам и дедам.

Физминутка "Мы военные"

Мы станем все военными, (шагают на месте)
Большими, здоровенными. (руки вытянуть вверх, опустить через стороны)
Будем в Армии служить, (шагают на месте)

Будем Родину любить. (руки в стороны, руки к плечам)
Сад и дом свой охранять, (наклон вперед, смотрим в "бинокль")
Будем мир мы защищать! (шагают на месте)

Воспитатель: следующий музей - Дом-музей В.И. Чапаева. Музей интересен тем, что располагается в деревянном домике, где жил Василий Чапаев.
- Здесь прошли детские и юношеские годы будущего полководца. Василий не сразу стал талантливым командиром и организатор Красной Армии. Он занимался плотницким ремеслом. Об этом рассказывают уникальные экспонаты: сделанный им буфет и ящик с его плотницкими инструментами. В музее собраны старинные вещи, которые вышли из моды, их не носят сейчас.

Игра "Назови предметы старины"

Воспитатель показывает картинки или фото со старинными вещами, дети должны назвать их. (лапти, плетеный чемодан, утюг, котелок)
Воспитатель: Такими вещами пользовались крестьяне, они жили в деревянных домах и были не очень богатыми. А мы заглянем как жили богатые купцы Мальцевы - Анисим и Паисий, которые занимались хлеботорговлей.

- Посмотрите, какие красивые комнаты, с хрустальными люстрами, каминами и позолоченными часами. Паисий и Анисим Мальцевы были щедрыми людьми. Они помогали многим людям: кормили во время засухи, учили бедняков, построили церковь. Купец после себя оставили массивный каменный дом и большое количество книг. Усадьба Паисия Мальцева сохранилась до сих пор, теперь это архитектурный памятник и музей.

- На одной из тихих улочек старого города в стенах старого одноэтажного здания в стиле модерн находится Балаковская художественная галерея. Гостей музея у входа встречает белый памятник с характерным гордым профилем – скульптурное изображение писателя А.Н. Радищева. Если вы захотите полюбоваться картинами, то вам сюда!
- А я предлагаю вспомнить жанры в изобразительном искусстве по предмету изображения.

Игра "Отгадай и покажи"

Воспитатель загадывает загадки. На столе у каждого ребенка 4 картинки с жанром. После того как ребенок отгадает поднимает картинку с отгадкой. Воспитатель проверяет правильность ответа и показывает слайд.

Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,

Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.

Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И в любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется ... (пейзажем)

Цветы на картине,
Фрукты и торт.
Картину такую зовем ... (натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,
Или Витя, твой сосед,
Обязательно картина называется ... (портрет)

Воспитатель: Хочу пригласить вас в самый молодой музей города Балаково - музей Клубники. Ежегодно, летом, в нашем городе проходит Фестиваль Клубники. Гости мероприятия могут посетить "Островок здоровья", запустить воздушных змеев и попробовать свои силы в "Клубничном ГТО".
- Любители десертов могут поучаствовать в розыгрыше клубничного пирога и торта. Также все поделки, костюмы и рисунки помещают в музей.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, перед вами ящики с картинками музеев города Балаково. У вас фишки. Предлагаю вам положить фишку в тот ящик, в музей, который хотите сходить вместе с детьми нашей группы. Прежде чем начать, давайте вспомним музеи.

- А теперь приступаем к голосованию. Кладите ваши фишки. (После подсчета)
Воспитатель: подводим итог - мы идем в музей _______. Занятие закончено. Спасибо за участие. До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!