Методическая разработка занятия "Экскурсия по родному городу"

Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Цель: обогащать знания детей о неповторимости и богатстве культурных традиций города Балаково, воспитывать любовь к малой Родине.

Задачи:

  • Закрепить знания детей об истории возникновения города.
  • Познакомить с его достопримечательностями, уточнить представления о видах домов и их оформлении.
  • Познакомить с именами знаменитых земляков, формировать чувство сопричастности к ним.

Словарная работа: музей, гид, папаха, бурка, домра, памятник, земляки.

Оборудование

демонстрационное: панорама города Балаково, иллюстрации и фотографии улиц города и памятных мест (старинные и современные); проектор, слайд-презентация; мальчик в костюме Буратино, карта - путеводитель города.

раздаточное: бумага формата А4, цветные восковые мелки, простые карандаши.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему "Город, в котором я живу"; рассматривание энциклопедии; рассматривание картинок с изображением современных и старинных домов; экскурсия по улицам города, игра "Знатоки города".

Ход НОД

Дети в свободном порядке рассматривают панораму города.
Воспитатель: Ребята, как называется наша Родина, страна, где мы живем? А как называется наша малая Родина? (ответы детей)
- Интересна судьба волжского города, которая берет начало 4 декабря 1762 года, когда десятки тысяч хлеборобов центральных губерний России, гонимые нищетой, покидали свои истощенные наделы и в страдную пору устремились косить чужую пшеницу.

- Происхождение названия Балаково исследователи связывают со словом "балакать": мол, любили местные жители "побалакать", т.е. поговорить. Главным товаром был хлеб. Балаково занимало второе место в хлебной торговле после Самары.
- А сейчас наш город превратился в город строителей с красивыми улицами и площадями.
- Скажите, ребята, как вы понимаете слово "памятник"? Зачем строят памятники?

- А могут ли дома быть памятниками? Почему? (Да, в доме мог жить известный человек, который сделал много хорошего для города, чем и прославился)
- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по памятным местам нашего города. Путешествовать будем на автобусе. Занимайте свои места. (Автобус из стульчиков)
- Ой, кто это тут сидит вместе с нами? Это Буратино! Как ты попал к нам?

- Ну хорошо, мы возьмем тебя с собой и познакомим с интересными местами в нашем городе.
- Буратино, ты хочешь быть моим помощником и гидом? (Да)
- Вот тебе карта – путеводитель.

- Ребята, гид – это человек, который сопровождает гостей, показывает им, рассказывает интересно о том, что они увидят. (Буратино с детьми рассматривает путеводитель и показывает остановку)
- Вот и первая остановка. Посмотрите, какой красивый дом. (Фото особняка Паисия Мальцева)

Особняк Паисия МальцеваОсобняк Паисия Мальцева

- Как вы думаете, кто в нем жил? (Купец Паисий Михайлович Мальцев)
- Рассказывали старые люди, будто под этим домом ход был подземный. А сам хозяин был человеком умным, образованным. Как ты думаешь, Буратино, почему его таким считали? Что он любил делать? (Читать книги)

- Он не жалел денег на них и собрал огромную библиотеку.
- Посмотрите на необычное здание. Чем оно украшено? (Масками, грифами)
- А еще у этого дома есть красивые ворота и узорчатое крыльцо. Как ты думаешь, Буратино, из чего они сделаны? Не знаешь? Они из чугуна.

- А как дом выглядит изнутри? Там есть комнаты, оформленные под разные стили.
- Ребята, посмотрите, какое интересное здание! На что похож этот дом? Из чего он построен? Что есть на крыше? (Флюгер)
- В нем раньше жил купец Василий Власович Голованов с дочкой – учительницей Олимпиадой Васильевной. А что сейчас в этом здании? (Музей истории города)

- Что же находится в нашем музее?
- Знаете, ребята, в большой комнате находятся экспонаты, связанные с Великой отечественной войной: это формы солдат, их письма, личные вещи, награды. В другой комнате находятся вещи, которыми раньше пользовались люди: старинная мебель, одежда, украшения. Есть зал, где находятся фотографии старого Балаково, когда он был селом.

- Теперь снова садимся в автобус. Едем дальше. Ну как, Буратино, нравится тебе с нами?
- А еще в нашем городе родился и жил известный военный командир, который прославился своей смелостью. Фамилия его начинается на букву "Ч". Кто знает? Да, это Василий Иванович Чапаев. Вместе со своими товарищами он боролся за права бедняков. Дом, в котором он жил, сохранился и сейчас. И в этом доме теперь тоже музей. Из чего построен этот дом? (Рассматривание фотографии)

- Как вы думаете, что внутри?
- На стене висят папаха и бурка В.И. Чапаева и его боевое оружие – шашка. На столе лежит музыкальный инструмент - домра. На ней любил играть командир.
- В доме сохранены все вещи, которыми пользовались в семье Чапаева. Около дома стоит памятник В.И. Чапаеву. Люди приходят сюда, чтобы положить цветы.

Дом Василия Ивановича ЧапаеваДом Василия Ивановича Чапаева

Физминутка "Орлята"
Мы орлята златокрылые,
Расправляем прямо крылья.
Как орлы стремимся ввысь,
Укрепляем знаньем жизнь.

Мы хотим большими стать,
Чтобы все уметь и знать.
Мы веселые ребята,

Мы пока еще орлята.
Подрастем – будем орлы,
Будем Родине верны!

- А теперь мы поедем в театр.
- Что такое театр? Что там делают? Чье имя носит театр? (ответы детей)
- Балаковский драматический театр имени Е. Лебедева был создан в 1997 году. Идея его создание появилась в городе давно. Много лет театра в Балаково не было. Сегодня театр очень популярен и сюда приходят зрители, чтобы посмотреть спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков.

- Не так давно театр был переименован в Театр юного зрителя.
- Ребята, мы сегодня узнали много нового и интересного о людях, которые прославили наш город.
- А люди, родившиеся в одном городе или селе, называются земляками. Значит, все они – наши земляки.

- Снова садимся и едем дальше. Кто помнит, что это за здание? (Пожарная часть)
- Как вы думаете, что стоит за его воротами? (Пожарные машины)
- В наши дни в историческом здании пожарной каланчи находится действующее пожарное отделение.

- Красивая достопримечательность города Балаково является памятником архитектуры.
- Ребята, а где Буратино? (Играет на детской площадке)
- Но без разрешения взрослых уходить нельзя!

- Дети, наш город большой, а вы еще маленькие. По городу нужно ходить только со взрослыми. Но может случиться, что вы потерялись среди людей. Что же нужно тогда делать? Подойти ко взрослому и рассказать о своей беде. Он вам поможет.
- Давайте мы с вами сейчас поиграем и расскажем, как нужно себя вести.

Ситуация "Если бы я потерялся"

- А теперь снова в автобус и едем дальше. Перед нами красивое здание с позолоченными куполами и с колоколами наверху.
- Кто догадался что это? Да, это церковь. Правильное название Собор Святой троицы. Церковь была построена по инициативе и на средства хлебопромышленника Анисима Мальцева.

- Вот видите, ребята, сколько нового рассказали нам старинные здания. Теперь они являются историческими памятниками, которые нужно охранять и беречь. (Просмотр презентации "Балаково – город, в котором я живу!")
- А сейчас нарисуйте наш город таким, каким вы его представляете. (рассматривание рисунков)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!