Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".
Учебно-методический комплект:
Вовлечение и целеполагание. Педагог читает детям стихотворение А.С. Пушкина о красоте зимы и демонстрирует фотографии зимних пейзажей:
"Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы"
- Ребята, как красиво пишет Александр Сергеевич Пушкин. А как вы думаете, почему он называет ее волшебницей? (Мороз рисует на стеклах узоры; снег блестит на солнце как драгоценные камни; деревья покрываются инием будто одеваются в шубы и т.д.)
Педагог предлагает вспомнить все приметы зимы и явления в природе, которые происходят в это время года.
- Дети, а какие приметы зимы вы знаете? (Много снега; сильные метели и вьюги; дни короткие, а ночи длинные; люди надевают теплую одежду и обувь, а еще они катаются на лыжах, коньках, санках и т.д.)
- Ребята, а какие дни бывают зимой? (Пасмурные, солнечные, морозные)
- Не только поэты сочиняли стихотворения о зиме, но и художники писали картины про это волшебное время года. (педагог предлагает посмотреть на картинки зимней природы, емонстрируются репродукция картин Саврасова)
- Что в основном изображает художник на этих картинах? (Зимнюю природу: снежные поля, деревья, дома)
- А какие цвета чаще всего используются? (Белый, голубой, серый, черный)
- Как еще можно изобразить зимнюю природу, кроме красок? (Слепить из пластилина, изготовить подделку из природных материалов, аппликацию)
Воспитатель обращает внимание на материалы, приготовленные для работы. Просит их перечислить (проверка наличия и подготовленности к занятию) и предлагает изобразить зимние деревья с помощью бумажных салфеток и других названных материалов.
- Обратите внимание, что на ваших столах лежат разные материалы, с помощью которых мы сегодня попробуем изобразить зимние деревья. Что лежит на ваших столах? (Картон, простой карандаш, клей ПВА, кисточка, бумажные салфетки)
Планирование деятельности
Педагог обсуждает с воспитанниками этапы предстоящей работы.
- Каким способом можно изготовить ствол, сучья? (Можно вырезать, отрывать)
Дети сами решают как расположить лист картона (вертикально или горизонтально), количество деревьев (одно или несколько).
Осуществление деятельности
Педагог знакомит детей с наиболее удобным приемом работы: клей наносить на картон, а не на салфетку. Перед началом работы педагог предлагает сделать небольшую физкультминутку.
Физкультминутка
Мы идем на лыжах в лес,
Мы взбираемся на холм.
Нам идти помогут палки,
Будет нам легка дорога. (дети работают руками, словно лыжными палками)
Вдруг поднялся ветер сильный,
Он деревья вертит, крутит
И шумит среди ветвей.
Снег летит, летит, летит. (повороты туловищем вправо и влево)
По опушке скачет зайчик,
Словно мягкий белый мячик.
Раз прыжок и два прыжок -
Вот и скрылся наш дружок! (прыжки на месте)
Хоть кататься приятно здесь,
Надо снова заниматься. (садятся за столы)
Головою мы вращаем,
Будто твердо отвечаем:
"Нет, не буду, не хочу!"
Это детям по плечу. (вращение головой вправо и влево)
- Что нам потребуется? (готовят рабочее место)
- На чем будем выкладывать деревья? (берут цветной картон)
- С чего начнем? (сделаем ствол)
- Что будем делать дальше? (сделаем ветки)
- После того как распределили? (приклеим на картон)
- Из каких фигур мы сделаем стволы, ветки? (треугольники)
Из бумажной салфетки предлагается вырезать (или оторвать) один большой треугольник и три-четыре треугольника потоньше.
- Это части: большой – это ствол дерева, тонкие – это ветки.
- Что будем делать дальше? (снег на ветках)
- Каким способом? (вырезать ножницами, оторвать)
- На ветки приклеиваем оторванные бумажные салфетки – это ветки, покрытые снегом.
- Что еще можно сделать? Что добавить? (сугробы)
- Ребята, а как? Давайте подумаем... (вырезать, оторвать небольшие кусочки, смять)
- Часть салфеток сминаем (или отрываем небольшими кусочками) в небольшие комочки и приклеиваем под деревом. Это сугробы.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, а что еще бывает зимой? О каких природных явлениях мы с вами говорили? (снег, метель, иней)
- Правильно! Молодцы!
- Из оставшихся кусочков – сделаем снежинки. (сминают или отрывают маленькие кусочки салфетки (по выбору) и приклеивают в разных местах вокруг дерева)
- Ребята, кто закончил быстрее всех, спросите у друзей, не нужна ли им помощь.
- Кто закончил выполнять работу убирает рабочее место. (во время работы педагог подходит к детям, и если необходимо, помогает)
Рефлексия
В конце занятия аппликации выкладываются на подоконнике, образуя нарядную полосу зимнего пейзажа.
- Ребята, какие вы молодцы! Какой красивый получился зимний лес!
- Напомните из каких фигур сделаны деревья? (ответы детей)
- Какими способами сегодня работали?
- Что вызвало затруднения?
- Что было делать проще всего?
- Понравилось ли вам наше занятие? (Ребята обсуждают получившиеся изображения)
- Спасибо вам за работу и хорошее зимнее настроение!