Организованная образовательная деятельность "Чудо песок"

Цель:

  • создание благоприятных условий для развития индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей;
  • узнать о происхождении гидрофобного песка и его свойствах, обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Культурные практики: общение, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная активность.

Задачи:

  • повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения;
  • развивать ассоциативное мышление, память, воображение;
  • закреплять знания детей о гидрофибном песке;
  • обогащать словарь детей словами-синонимами, относительными прилагательными.

Взаимодополнение образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально - коммуникативное развитие", "Художественно - эстетическое развитие", "Физическое развитие", "Познавательное развитие".

Методы и приемы:

  • Практические: нанесение краски на объект, самостоятельная деятельность детей, экспериментирование с песком, измерение предмета.
  • Словесные: беседа педагога, вопросы-ответы.
  • Наглядные: рассматривание.

Применение педагогических технологий: песочная терапия, рефлексивный круг, детский совет, изо-терапия.

Материалы и оборудование: гидрофибный песок, обычный песок, танграмм, изображения африки, грунта с прослойкой гидрофибного песка, фундамента дома в разрезе, перчатки, шапочки одноразовые, халаты, чистая вода в прозрачном контейнере, ложки пластмассовые, пустые конейнеры по количеству детей.

Ход занятия

Вводная часть

Психолог Приглашает детей в круг на ковре. Применение доброжелательной технологии "Рефлексивный круг".
- Добрый день ребята. Я рада видеть вас сегодня. Давайте поприветствуем друг друга передавая в ладонях по кругу воображаемый цветок. Ребяка а где можно встретить цветы? (ответы детей)

- Сегодня я пришла к вам с вот таким журналом - "Садовода", давайте рассмотрим его. (в нем дети обнаруживают объявление, которое разместил Копатыч)
- Ребята, а хотите узнать, что в этом объявлении?

Психолог зачитывает объявление:

"Уважаемые дети мне очень нравиться выращивать у себя на грядке разные овощи и фрукты, но на полив моих грядок уходит очень много воды. Так как вода не задерживается в верхнем слое земли, а уходит глубоко в грунт, мне приходиться поливать свои грядки пять раз в день. Я слышал, что ученые создали удивительный песок, который способен удерживать воду внутри верхнего слоя грунта, не позволяя ей глубоко уходить в землю.

А называется он гидрофибный. С помощью этого песка корни моих растений всегда будут влажными, и поливать я их буду один раз в день. Очень прошу вас помочь мне найти этот песок и отправить по адресу: город Смешарово, улица зеленая, Копатычу".

Психолог: Ребята, мы поможем Копатычу?

Целевая установка

Психолог: Ребята, а как мы можем помочь Копатычу?
- А кто разрабатывает этот песок?
- А как вы думаете, где ученые могут изобрести такой песок? Может на луне? Я думаю, что они его делают в кафе.

- Действительно такой песок можно сделать в лаборатории.

Гидрофобный - значит отталкивающий воду. Такой песок не дает ей проникнуть в свою структуру. Именно это свойство делает песок волшебным, магическим

- Но лаборатория в которой делают такой чудо – песок находиться очень далеко. И нам нужно туда на чем – то добраться.

Информационная часть

- А как вы думаете, на каком транспорте мы можем туда отправиться? Давайте выберем, на чем мы отправимся в путь. (если будут разногласия предложить детям или уступить другому или выбрать по считалке)
Имитация вида транспорта под музыку

Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий

Психолог: Ребята, мы с вами приехали в лабораторию. Но войти в лабораторию совсем не просто, так как двери любой лаборатории закодированы. А чтобы дверь открылась нужно правильно подобрать код с помощью этих фигур. (Танграмм)
- Что для этого нужно сделать.

После сбора танграмма звучит голос (дверь разблокирована).
- Ребята, вы справились с этим заданием и дверь открылась! Идем в лабораторию. (Наводящий вопрос)
- А как вы думаете, мы можем войти в лабораторию просто так и погулять там с чипсами или коко-колой?

- А что нам нужно для того чтобы находиться в лаборатории? (Дети вместе с психологом одевают шапочки и халаты)
- Теперь мы готовы к посещению лаборатории?

Рисование: как создается гидрофибная – песчинка

Психолог обращает внимание детей на лабораторный стол, на котором находятся: пенопластовые шарики, краска (разведенная гуашь), кисти, пробирки с песчинкой гидрофибного песка, лупы.

- Ребята посмотрите здесь в пробирке что – то есть. Что это как вы думаете, на что это похоже?
- Действительно это песчинка. А давайте рассмотрим ее под лупой. (Рассматривание песчинки)

- Что мы можем сказать о ней, какая она?
- Ребята как вы думаете почему она розовая?

- Для того чтобы песчинки приобрели водоотталкивающие свойства и не промокали, их особым способом обработали. Чтобы получить гидрофобный песок, ученым пришлось обработать каждую песчинку особым раствором, секреты которого не раскрываются. Такой песок сохраняет свои свойства на протяжении 30 лет. Гидрофобный песок экологически безопасный и водонепроницаемый.

- Посмотрите, на столе лаборанта готов пробный материал для обработки песчинки. Хотите научиться создавать гидрофибную песчинку? 
- Как вы думаете, что нам нужно сделать? Давайте посмотрим, что находиться на столе лаборанта. (Раствор из красок кисти шарики пенопласт. Нужно каждый шарик – это песчинка, обработать специальным раствором)
- А как мы это сделаем?

Применение доброжелательной технологии "Детский совет"

Психолог: Итак, нам нужно создать макет гидрофибной песчинки. Но прежде чем приступить к такой ответственной работе, нам с вами нужно посоветоваться о том, в какой последовательности мы будем это делать. Сначала что мы сделаем? А что потом?

На ватман дети приклеивают картинки с последовательностью действий:

  1. маски;
  2. перчатки;
  3. шарик;
  4. погружаем в раствор;
  5. оставляем в небольшом контейнере для просушки. (после создания плана действий приступают к работе)

Психолог: Теперь мы готовы приступить к работе коков наш первый этап? А следующий?
Приступают к работе. Звучит музыка

- Ребята как вы думаете Мы справились с этим заданием? (перчатки и маски снимаем оставляем в большом подготовленном контейнере)
- Будем продвигаться дальше? (Рассматривание картинки грунта. Активизация детской инициативы)

- Слой водонепроницаемого песка создает подстилку, которая не дает воде просачиваться глубоко. Таким образом, корни растений долгое время могут питаться водой, которую удерживает гидрофибный песок. А это позволяет уменьшить расход воды не полив растений, которая могла бы спасти жизни остро нуждающихся в ней людей и животных.

Занятие с гидрофобным пескомЗанятие с гидрофобным песком

- Ребята очень важно знать какой толщины должен быть слой гидрофибного песка, ведь Копатычу об этом нужно знать.
- Посмотрите на этом столе представлен макет слоя гидрофибного песка, который будут помещать в грунт, как же нам узнать его ширину? (Десять сантиметров)

- Данный слой позволит поливать растения один раз в день, а не 5 раз, потому что вода не будет уходить на глубину, а питать корни.
- Ребята посмотрите, а здесь ученые определяют те места, где необходимо применять гидрофибный чудо – песок. (Рассматривание картинки – Африка не мольберте)

- Как вы думаете, что это за место? (Наводящие вопросы)
- А почему ученые решили что именно в Африке нужно сохранить как можно больше воды в грунте?
- Африка больше других частей планеты страдает от нехватки воды.

- А где еще ученые используют гидрофибный песок? Давайте посмотрим. Ребят что мы видим на картинке? (Изображение дома с фундаментом в разрезе).
- А что мы видим под фундаментом дома? (Песок, который в данном случае наоборот не позволит воде подтопить дом, так как он не пропускает воду и является водоотталкивающим)

Игра "Сколько песка нужно Копатычу"

Психолог: Но как же этот песок поможет побороть нехватку воды? Ученые предлагают использовать слой гидрофобного песка как водозадерживающий пласт между верхним слоем земли, на котором растут растения, и всей остальной почвой.
- Вы прекрасно справились с заданиями и очень хорошо изучили свойста и возможности применение гидрофибного песка.

- Для нас открывается секретная комната, где проводят эксперименты с гидрофибным песком. (Звучит запись голоса "Дверь разблокирована")

Эксперимент

Психолог: Посмотрите вот мы и нашли песок о котором нам писал Копатыч. Но прежде чем отправить ему этот песок, мы должны убедиться в его необыкновенных свойствах. (на одноразовых тарелках по количеству детей насыпана горсть гидрофибного и обычного песка)
- Для этого возьмем пипетки и опустим каплю воды на гидрофибный песок. Что же происходит с водой? (вода не проходит сквозь песок)

- А давайте тоже самое, проделаем с обычным песком. (Капля впиталась)
- Ребята почему же гидрофибный песок не пропускает каплю воды, а обычный песок пропускает?
- А вот теперь начинается самое интересное. Мы начинаем лопаткой вынимать песок из воды и как только он оказывается на поверхности - как тут же становиться опять обычным сыпучим песком . А почему как вы думаете?

- Вот такой гидрофобный песок. (Дети проводят эксперименты)
- Ребята, по-моему, наш поезд (самолет, автобус и т. д.) уже отправляется, нам пора возвращаться в детский сад. Теперь, когда мы изучили свойства гидрофибного песка и убедились в его волшебном действии, мы можем взять его с собой, чтобы отправить Копатычу. (берем пробирку с песком)

Психолог и дети снимают шапочки, халаты. И продвигаются к месту отправления имитированного транспорта.
Психолог: Все готовы занять свои места? Отправляемся... (играет музыка)

Заключительная часть

Психолог: Ребята, что сегодня с нами произошло? (Дальше называя по именам детей)
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- А что вам показалось сегодня в путешествии сложным?

- Скажи пожалуйста, а ты делал сегодня что-нибудь в первый раз?
- Было что-то новое для тебя?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!