Для дошкольников 6-7 лет.
Цели:
Ход занятия
Что это?
Память, которую оставил человек.
- А что из вашей жизни памятно (дорого) для вас?
Недаром говорят: "Человек не зря прожил жизнь, если: посадил дерево, воспитал ребенка, построил дом".
А вы задумывались над этим вопросом?
Возможно, рано нам думать над этим?
Что вы уже успели сделать?
А что мы можем сделать сейчас? (построить дом)
Хватит ли у нас знаний?
Где их можно найти? (в путешествии)
Что это?
(Показ фрагмента рисунка тундры)
Жители тундры-чукчи. Вместо стенок у домов – шесты, покрытые оленьими шкурами. Внутри – квадратная комната. Здесь люди едят и спят. А за пологом у них трещит огонь, в котором варится оленина. Такой дом называется яранга.
- А где чукчи ставят дверь? (с юга)
- Закрывается ли она на замок?
- Что можно позаимствовать у этого народа для строительства дома? (открытость)
- Собираются вечерком жители и начинают мечтать.
Игра "Необычная игрушка"
Дается главное слово "КУКЛА" и вспомогательные слова "ЧАСЫ, ЗАЯЦ, ЛЮСТРА". К каждому вспомогательному слову подбирается по 5 прилагательных. Эти слова объединяются с главным словом и объясняются функции вновь образованного предмета.
- Теперь представьте себе, пожалуйста, что мы попали на Крайний Север. Вокруг снежная равнина. Из чего можно построить дом?
- Правильно, дом эскимосов иглу построен из снега. Попробуйте нарисовать дом иглу снежками. В этом доме всегда тепло.
- Холодно, правда?
- Давайте перенесемся на Восток и ответим на такой вопрос: может ли в доме быть и сад, и озеро.
- Это угощения из страны. Дети пробуют с закрытыми глазами изюм.
- Что это за страна? (Узбекистан)
В Узбекистане такие дома называют махалла. Дом, если посмотреть на него сверху, напоминает бублик. Сам "бублик" - это дом. В самом центре " бублика" - озеро, а между домом и озером – сад. Дорожки в саду выложены с помощью камней.
Игра "Сколько камней?"
После работы можно и отдохнуть.
Игра "Кто больше?"
Ведущий быстро диктует слова, а дети должны на услышанное слово дать свой вариант – ассоциацию.
ШКОЛА
СЕМЬЯ
ДОБРОТА
САД
ДРУЗЬЯ
- Чему можно научиться у жителей этой страны? (гостеприимство)
- Показ листа березы. Что это?
- Символом какого государства является береза?
- Оказались в уральской деревушке. Как называют дома на Руси? (изба)
- Эти деревянные домики построены из сосновых бревен при помощи умелых рук плотника. Бревнышко на бревнышко, бревнышко на бревнышко – и получился сруб. Сейчас вы возьмете материал и попробуете построить сруб. Главное, чтобы ваш сруб не развалился.
Игра "Сруб"
У каждого ребенка спички. Он должен построить сруб таким образом: в основании две горизонтальные расположенные спички, сверху – следующие две и т. д.
- Счастливы ли вы от работы? Какие люди живут в таких домах?
- Устали? Сложно строить дом? А ведь его можно просто возить на Себе. Кто возит дом на себе? А человек может возить дом на себе?
- Как вы думаете, каким должен быть дом, чтобы быстро просыхал? Такие дома строят в Японии. Легкие, красивые, удобные. По праздникам на всех домах развешивают разноцветные фонарики.
Игра "Сложи квадрат"
- Жители ходят друг к другу в гости и рассказывают небылицы.
- Представьте себе, что встретились два дома: городской многоэтажный и избушка на " на курьих ножках". Что может спросить избушка у многоэтажного дома и что он ей ответит.
- Чему можно научиться у японцев? (творчеству)
- Каким должен быть дом?
- Оказывается, у каждого дома – свой характер.
Попробуйте с помощью красок и пальчиков нарисовать:
Дом - плаксу,
Дом - солдата,
Дом – артиста,
Дом - музыканта,
Дом – балерину,
Дом – растрепу.