Цель: уточнить знания и представления воспитанников о многообразии природы Республики посредством использования регионального компонента.
Задачи:
Образовательная область "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром".
Средства реализации: карта Башкортостана, разделенная на 6 частей, загадки, д/и "С какого дерева листок?", д/и "Животные Башкортостана", д/и "Собери и назови птицу", д/и "Назови насекомое", д/и "Я знаю…", мяч, икт.
Предварительная работа: проведение дидактических игр, рассматривание карты Республики Башкортостан, иллюстраций с изображением диких животных, птиц, грибов, насекомых, деревьев, отгадывание загадок, чтение "Пчелы и трутни" Г. Зайцев, просмотр презентации "Животный мир Башкортостана", "Растительный мир Башкортостана".
Ход образовательной деятельности
Дети стоят полукругом.
Доброе утро!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Дети, у нас гость. Вы узнали? Да, это библиотекарь нашей сельской библиотеки Румия Рахимжановна. Пожелаем доброго утра и ей.
- Доброе утро, Румия Рахимжановна!
- Доброе утро, дети! Я пришла к вам за помощью: к 100-летию нашей Республики Башкортостан для библиотеки пришла посылка с картой растительного и животного мира Республики, но карта волшебная: состоит из отдельных частей (демонстрирует карту, разрезанную на 6 частей). А чтобы части соединились, нужно выполнить задания. Мне одной с ними не справиться. Я думаю, что вы поможете мне.
- Дети, вы согласны помочь Румие Рахимжановне?
- Да, согласны.
- Дети, пройдемте и сядем за столы, ноги у всех подружились, спину выпрямили.
- Давайте посмотрим - каждая часть карты содержит задание.
- Эмиль, возьми, пожалуйста, одну часть, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем)
- Первая часть и первое задание: Что обозначают цвета на карте?
Зеленый - лес;
Светло - зеленый - луг;
Синий - реки, озера;
Коричневый - горы.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулся мой край:
От севера до юга:
В одном краю - леса, поля
В другом-озера, реки
- О чем говорится в стихотворении?
- О природе нашей Республики.
- Да, о природе нашего края. Леса, луга, поля, степи - все они богаты растительным и животным миром.
- Вторая часть карты и второе задание: Эльза, возьми, пожалуйста, еще одну часть карты, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем дерево)
- Отгадайте загадки и назовите деревья, растущие в лесах нашего края. (использую слайды)
1. Он в лесу, как витязь встанет
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это … (дуб)
- Дуб - мощное, величественное дерево. Ствол толстый, а кора коричнево-серого цвета с извилистыми трещинами. У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная с красивой текстурой. Ее используют при строительстве кораблей, мебельном и столярном производстве.
2. Белый низ, зеленый верх
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши … (березки)
- Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на болотистых почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках. Белая кора березы - береста - отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.
3. Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит … (липа)
- Липа - стройное дерево с густой кроной. Липа - одна из лучших медоносов. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.
4. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
- С давних пор люди подметили, что, как подует ветер, так листья осины и начинают шелестеть - "дрожать". Почему так происходит? Листья у осины округлой формы, сидят на длинном черешке. При движении воздуха они начинают раскачиваться, ударяться друг о друга и шуметь.
5. В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (рябинка)
- Рябины - невысокие деревья. У этих деревьев небольшие сложные листья с зубчатым краем, кремово-белые соцветия распускаются в мае, а красные ягоды появляются в августе
6. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на верхушке. (сосна)
- Сосны - деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни опадают, на их месте вырастают новые молодые иголочки.
Игра "С какого дерева листок?"
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры: Предложить ребенку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
- Все загадки отгадали и листья деревьев назвали.
- Третья часть карты и третье задание: Мурат, возьми, пожалуйста, еще одну часть карты, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем-животное)
Игра "Животные Башкортостана"
Дидактический материал: карточки с изображением животных жарких стран, животных Севера и животных Башкортостана.
Правила и ход игры: Перед детьми расположены карточки. По заданию педагога дети выбирают изображения животных, обитающих на территории Башкортостана.
- Вы правильно выбрали животных нашего края.
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
- Четвертая часть карты и четвертое задание: Амир, возьми, пожалуйста, часть карты, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем-птица)
Игра "Собери и назови птицу"
(дети собирают из частей силуэт птицы и называют ее)
Дидактический материал: Разрезанные картинки птиц.
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать птицу. Если кто-то затрудняется, можно использовать загадки.
- Птицы уничтожают вредителей растений. В связи с этим справедливо изречение о том, что зеленый покров нашей Земли своим существованием обязан птицам.
- И с этим заданием вы, дети, тоже справились. Румия Рахимжановна верит, что вы выполните и следующие задания.
- Пятая часть карты и пятое задание: разрешите, я возьму часть карты и покажу что изображено на обратной стороне? (достаю и показываю всем-насекомое)
Игра "Назови насекомое"
Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передает мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д.
- Какое насекомое знаменито даже за пределами Башкортостана?
- Это - башкирская пчела. Она дает людям целебный мед, он вкусный и полезный для здоровья. Наш мед славится на весь мир.
- Правильно выполнили и это задание.
- Шестая часть карты и шестое задание: Давайте предложим Румие Рахимжановне взять последнюю часть карты и показать что изображено на обратной стороне? (достет и показывает всем-грибы и ягоды)
Игра "Я знаю…"
Ход игры: Взрослый говорит: "Я знаю названия грибов (ягод)…"
Ребенок с опорой на картинку-подсказку называет объекты-предметы. (используется мяч)
- Все ли они съедобные?
- Среди них есть ядовитые: мухомор, поганка, вороний глаз, волчье лыко, ложные опята. Их нельзя собирать и есть.
- Вы много знаете грибов и ягод нашего края.
- Посмотрите, Румия Рахимжановна, мы дружно выполнили все задания и собрали карту Башкортостана.
- Спасибо вам, дети, за помощь. Вы хорошо знаете природу нашей Республики. Теперь в нашей сельской библиотеке будет висеть эта карта. Но я хочу еще добавить, что многие животные и растения занесены в Красную книгу.
- Кто может сказать, какие животные и растения занесены в Красную книгу?
- Животные: лось, косуля, медведь, рысь, бобр, барсук, кабан, белка обыкновенная, лебедь, Башкирская бортевая пчела, Черный аист…
- Растения: подснежники, ландыши, колокольчик, кувшинка…
- Предлагаю, посмотреть слайд на экране. И запомнить навсегда тех животных и растения, которые на грани исчезновения.
- Профессия людей составляющих карты называется картограф.
- Хотите, и мы с вами станем картографами - оживим карту, которую мы собрали. Разместим на ней растения и животных. (дети размещают на карте силуэты птиц, деревьев, ягод и т.д.)
- Дети, получилось ли у нас помочь Румие Рахимжановне, как вы думаете?
- Что помогло нам собрать карту?
- Какое задание больше всего понравилось? Почему?