Программное содержание:
Дети видят на стульчиках.
Воспитатель: Жил – был Старик-годовик. Вот он какой. (появляется изображение на экране телевизора или проектора)
- Послушайте сказку о нем. Странный был этот старик годовик. 4 раза в год выходил он на улицу и начинал махать своими рукавами. Первый раз взмахнул – появилась перед ним красавица дочь его. Вся в цветах да листиках зеленых. А на платье – бабочки, пчелки да стрекозки сидят. А рядом птички поют.
А как звали эту дочь старика - годовика отгадайте сами.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
"Купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - ... (лето)
Воспитатель: Да, имя первой дочери – Лето. Когда второй раз вышел старик и махнул рукавом – появилась вторая его дочь в золотом сарафане. На голове корона их ягод, в руках корзинка с морковкой, капустой да грибами. Узнайте. Как зовут ее.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
и елочек, я ... (осень)
Когда в третий раз махнул рукавом старик, вылетела из него белая красавица. Вся сверкает, в шубке пушистой. В руках белочка, а у ног белый зайчик сидит.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины (зима)
Догадайтесь, кто же появился, когда старик взмахнул рукавом в четвертый раз?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (весна)
Воспитатель: Вот такие дочери были у старика – годовика. Я предлагаю сегодня побывать у них в гостях. Но надо только не перепутать, какая дочь за кем появлялась. А то быть беде. Вспомните, кто появился первой.
Дети: Лето.
Воспитатель: Посмотрите, вот и сама красавица Лето. (На мольберте – рисунок девушки)
- Летом много цветов. Вот они разбросаны по поляне. А это клумбы. Надо украсить их цветами.
Дидактическое упражнение "Укрась клумбу"
Дети делятся на 4 подгруппы и по карточкам раскладывают цветы в обручи.
Воспитатель: Молодцы! Клумбы готовы. И лето превращает вас в бабочек, пчелок и стрекоз.
Динамическая пауза
Дети под музыку танцуют - летают вокруг клумб.
Воспитатель: Как звали дочь старика – годовика, которая появилась за летом.
Дети: Осень.
Воспитатель: Найдите глазами ее портрет. Почему вы решили, что это она?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Зайдем в ее дом. В спальне на полу дощечки, на которых лежит бумага с точечным рисунком двух листьев, наложенных один на другой (береза и дуб), фломастеры желтый, коричневый.
Дидактическое упражнение "Наложенные изображения"
Воспитатель: Облетели листики и упали друг на друга. Листья, каких деревьев вы видите?
Обведите каждый листик своим цветом.
Логоритмическая гимнастика
Мы, листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Упали листочки на шляпки грибов и спрятали их.
Ты прячешься, грибок?
Мы найдем тебя, дружок!
Воспитатель: Отправляемся к третьей дочери старика - годовика. Как ее зовут?
Дети: Зима.
Дети возвращаются в группу. На мольберте – портрет Зимы.
Воспитатель: Зима приготовила нам задание. Нам надо вырезать снежинки.
На столах заготовки для снежинок. Дети садятся и вырезают по линиям снежинки.
Динамическая пауза
Каждый берет свою снежинку и под музыку танцует с ней.
Воспитатель: Осталось пойти в гости к последней дочери старика – годовика. Как ее зовут?
Дети: Весна.
Воспитатель: Вот она и вот ее дом.
Дети проходят в спальню. Звучит запись ручейка и пения птиц.
Воспитатель: После долгой зимы так хочется побегать, повеселится и поиграть. И Весна приготовила нам игру. Называется она "Маленькие птенчики". Весной у птичек появляются птенчики. Они сидят в гнездышках ночью, а днем учатся летать. Найдите себе место в любом гнездышке.
- Если будет звучать чириканье и пение птичек, вы вылетаете из гнездышка, а если будет звучать голос филина, то вы должны полететь в свои гнездышки, потому что наступила ночь.
Подвижная игра "Маленькие птенчики"
Дети под музыкальное сопровождение должны самостоятельно выполнять движения согласно услышанным звукам.
Итог
На доске рисунок старика - годовика.
Воспитатель: Сколько дочерей у старика – годовика? Как их зовут? Назовите по порядку. Сейчас какая дочь уходит? А какая пришла?
Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.