Комплексное занятие познавательного цикла для детей старшего дошкольного возраста "Старик – годовик"

Программное содержание:

  • Обучающие задачи: закреплять представления детей о смене времен года. Упражнять в умении анализировать основные признаки предметов, их форму, цвет, величину.
  • Коррекционные задачи: создание благоприятных условий для развития зрительного восприятия, мелкой и крупной моторики.
  • Воспитательные задачи: формировать интерес и любовь к природе. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.

Ход занятия

Дети видят на стульчиках.
Воспитатель: Жил – был Старик-годовик. Вот он какой. (появляется изображение на экране телевизора или проектора)
- Послушайте сказку о нем. Странный был этот старик годовик. 4 раза в год выходил он на улицу и начинал махать своими рукавами. Первый раз взмахнул – появилась перед ним красавица дочь его. Вся в цветах да листиках зеленых. А на платье – бабочки, пчелки да стрекозки сидят. А рядом птички поют.

Старик-годовикСтарик-годовик

А как звали эту дочь старика - годовика отгадайте сами.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,
"Купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - ... (лето)

ЛетоЛето

Воспитатель: Да, имя первой дочери – Лето. Когда второй раз вышел старик и махнул рукавом – появилась вторая его дочь в золотом сарафане. На голове корона их ягод, в руках корзинка с морковкой, капустой да грибами. Узнайте. Как зовут ее.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
и елочек, я ... (осень)

ОсеньОсень

Когда в третий раз махнул рукавом старик, вылетела из него белая красавица. Вся сверкает, в шубке пушистой. В руках белочка, а у ног белый зайчик сидит.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины (зима)

ЗимаЗима

Догадайтесь, кто же появился, когда старик взмахнул рукавом в четвертый раз?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.

Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (весна)

ВеснаВесна

Воспитатель: Вот такие дочери были у старика – годовика. Я предлагаю сегодня побывать у них в гостях. Но надо только не перепутать, какая дочь за кем появлялась. А то быть беде. Вспомните, кто появился первой.
Дети: Лето.

Воспитатель: Посмотрите, вот и сама красавица Лето. (На мольберте – рисунок девушки)
- Летом много цветов. Вот они разбросаны по поляне. А это клумбы. Надо украсить их цветами.

Дидактическое упражнение "Укрась клумбу"

Дети делятся на 4 подгруппы и по карточкам раскладывают цветы в обручи.
Воспитатель: Молодцы! Клумбы готовы. И лето превращает вас в бабочек, пчелок и стрекоз.

Динамическая пауза

Дети под музыку танцуют - летают вокруг клумб.
Воспитатель: Как звали дочь старика – годовика, которая появилась за летом.
Дети: Осень.
Воспитатель: Найдите глазами ее портрет. Почему вы решили, что это она?

Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Зайдем в ее дом. В спальне на полу дощечки, на которых лежит бумага с точечным рисунком двух листьев, наложенных один на другой (береза и дуб), фломастеры желтый, коричневый.

Дидактическое упражнение "Наложенные изображения"

Воспитатель: Облетели листики и упали друг на друга. Листья, каких деревьев вы видите?
Обведите каждый листик своим цветом.

Логоритмическая гимнастика

Мы, листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели

И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.

Упали листочки на шляпки грибов и спрятали их.
Ты прячешься, грибок?
Мы найдем тебя, дружок!

Воспитатель: Отправляемся к третьей дочери старика - годовика. Как ее зовут?
Дети: Зима.
Дети возвращаются в группу. На мольберте – портрет Зимы.

Воспитатель: Зима приготовила нам задание. Нам надо вырезать снежинки.
На столах заготовки для снежинок. Дети садятся и вырезают по линиям снежинки.

Динамическая пауза

Каждый берет свою снежинку и под музыку танцует с ней.
Воспитатель: Осталось пойти в гости к последней дочери старика – годовика. Как ее зовут?
Дети: Весна.
Воспитатель: Вот она и вот ее дом.

Дети проходят в спальню. Звучит запись ручейка и пения птиц.
Воспитатель: После долгой зимы так хочется побегать, повеселится и поиграть. И Весна приготовила нам игру. Называется она "Маленькие птенчики". Весной у птичек появляются птенчики. Они сидят в гнездышках ночью, а днем учатся летать. Найдите себе место в любом гнездышке.

- Если будет звучать чириканье и пение птичек, вы вылетаете из гнездышка, а если будет звучать голос филина, то вы должны полететь в свои гнездышки, потому что наступила ночь.

Подвижная игра "Маленькие птенчики"

Дети под музыкальное сопровождение должны самостоятельно выполнять движения согласно услышанным звукам.

Итог

На доске рисунок старика - годовика.
Воспитатель: Сколько дочерей у старика – годовика? Как их зовут? Назовите по порядку. Сейчас какая дочь уходит? А какая пришла?
Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!