Любовь к Родине у дошкольников начинается с воспитания у них любви и бережного отношения к природе родного края.
Мир ребенка - это его дом, двор, улица, ближайший лес, речка, поле – все то, что окружает ребенка и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Родители и воспитатели должны помочь детям научиться видеть и понимать красоту родного края, любоваться ею. Это дает дошкольникам возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
В дошкольных группах любовь к природе, интерес к жизни животных и растений поддерживается и закрепляется у детей в различных видах деятельности. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по окружающему миру и развитию речи в старшей группе "Дикие животные Белгородской области".
Тема: Дикие животные Белгородской области.
Цель: уточнить, закрепить и обобщить знания детей о диких животных родного края.
Задачи:
Воспитатель: Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение. Какой сегодня хороший денек! Солнышко ярко светит! Ребята, а какое сейчас время года?
- Что происходит в природе весной?
- Весна – очень хорошее время года. Весной вся природа просыпается от долгого зимнего сна. Солнце светит ярче, становится теплее. Все – и люди, и животные радуются весне. Сегодня мы с вами поговорим о животных нашего края, то есть о животных, которые живут в Белгородской области. Каких животных Белгородской области вы знаете?
(Кто-то стучится в дверь, приходит в гости медведь)
- Ребята, а разве медведи водятся в Белгородской области?
- Да, медведи у нас не водятся. А как же этот медведь к нам попал? Мишка, что у тебя случилось, как ты к нам попал?
(Медведь говорит, что он всю зиму спокойно спал в берлоге. Вдруг наступила весна, пригрело солнышко, снег начал таять, ручейки потекли. Вот они-то и разбудили его. Мишка проснулся, вылез из берлоги и пошел, куда глаза глядят. Шел, шел и забрел к нам, в Белгородскую область, в наши леса. И так ему тут понравилось, что решил он остаться жить у нас в лесу. Да вот только он не знает, примут ли его другие звери, не знает он наших зверей)
- Давайте поможем Мишке, расскажем ему про животных Белгородской области. Ребята, на какие две большие группы делятся все животные?
- Какие животные называются домашними животными?
- Приведите примеры домашних животных.
- Какие животные называются дикими животными?
- Приведите примеры диких животных.
- Какое из этих животных можно назвать лишним и почему: лиса, волк, корова, заяц? (кошка, собака, медведь, коза)
- А мышь – это дикое животное или домашнее? Почему вы так думаете?
- Послушайте загадки, отгадайте их, и вы узнаете, какие дикие животные водятся на Белгородщине. (Загадываю загадки про лису, зайца, белку, волка, бобра, кабана, медведя, лося, ежа и вешаю картинки с их изображением. После загадки про зайца провожу физминутку "Зайцы". После загадки про ежа провожу пальчиковую гимнастику "Ежик". Затем повторяем скороговорку: Лежит ежик у елки, у ежа иголки колки)
- Ребята, посмотрите на все эти картинки и скажите, кто на них изображен, как их всех можно назвать одним словом, кто это? – Какие это животные? – Где живут все эти дикие животные? – Кого из этих животных можно назвать лишним и почему?
- Ребята, мы свами говорили о том, что о домашних животных заботятся люди, а дикие животные должны сами о себе заботиться, сами себе искать корм, строить дом. А где живет белка? – А как белка построила себе дупло? – Где живет лиса? – А медведь? – А волк? – А еж? – Где живет бобр? – А где дом у зайца? – Где живет лось?
- Какое важное событие происходит у всех животных весной? – Как называется детеныш лисы? – А если их много? – Кто родится у зайчихи? – А если их много? (Аналогичные вопросы про волчицу, медведицу, ежиху, лосиху, бобриху, белку)
- А теперь давайте вспомним, кто из животных чем питается. Что ест лиса? – Чем питается заяц (волк, медведь, ежик, лось)? – Какие животные называются травоядными? - Приведите примеры травоядных животных. – Какие животные называются хищниками? – Приведите примеры хищных животных. – Какие животные называются всеядными? – Приведите примеры всеядных животных.
- Кто из животных делает себе запасы на зиму? – Что запасают белки? – Кто из животных впадает в спячку? – Как же медведь всю зиму спит и ничего не ест, он же может умереть от голода? – Почему медведь впадает в спячку?
- Кто из животных осенью и весной меняет цвет шубки? – Зачем они это делают? – Почему лиса и волк не меняют цвет шубки? – Зачем белке такой пушистый хвост? – Зачем лисе такой длинный пушистый хвост?
- А сейчас мы проверим вашу внимательность. (Дети закрывают глаза, я убираю одну из картинок)
– Кого не стало? – Интересно, а куда ушла лиса? – О, лиса уже вернулась. Давайте мы с вами сочиним стих про лису, спросим у нее, где она гуляла. Подберите рифму к словам "Ты, лисичка, где гуляла?"
- А теперь давайте вспомним, как говорят: Голоден как (волк). Хитер как (лиса). Труслив как (заяц). Колючий как (еж). Неуклюжий как (медведь). Хотя медведь только кажется таким неуклюжим, а на самом деле это очень быстрый и ловкий зверь. Он быстро бегает, хорошо лазит по деревьям, ловко ловит рыбу в речке, хорошо плавает.
- Ребята, Мишке очень понравилось, как вы отвечали на занятии. Благодаря вам, он много интересного узнал про животных нашего края, и теперь ему хочется скорее побежать в лес, познакомиться с животными Белгородчины.
Дети прощаются с медведем. Занятие закончено.