Приветствие
Воспитатель даёт мяч первому ребёнку и говорит: «Привет (имя), рад(-а) видеть тебя». Ребёнок передаёт мяч другому ребёнку и каждый в группе повторяет приветственные слова воспитателя.
Разминка перед занятием после приветствия
Воспитатель вначале спрашивает детей в группе: «Какое сейчас время года»? Дети поднимают руку и отвечают полным ответом: «Сейчас время года (называют нужную часть года)».
Потом воспитатель спрашивает: «Какое сейчас время суток»? Дети поднимают руку и отвечают полным ответом: «Сейчас время суток (называют нужную часть суток)».
Затем воспитатель спрашивает детей в группе: «Какой сегодня день недели»? Дети поднимают руку и отвечают полным ответом: «Сегодня день недели (называют нужный день)». После воспитатель спрашивает: «Какой сейчас месяц года»? Дети поднимают руку и отвечают полным ответом: «Сейчас месяц года (называют нужный календарный месяц)».
И, наконец, воспитатель спрашивает: «Чем мы занимаемся по (нужный день недели) в рамках (нужное время суток, в которое проводится занятие)»? Дети поднимают руку и отвечают полным ответом: «По (нужный день недели), в рамках (нужное время суток, в которое проводится занятие), мы занимаемся литературным чтением».
Диагностическая часть
Вначале воспитатель проверяет, знание русских народных сказок. На экране изображены картинки к сказкам. Дети смотрят на эти картинки, поднимают руку и полным ответом говорят: «Это русская народная сказка (название).
Потом воспитатель хочет проверить знание стихов К.И. Чуковского у детей. Воспитатель читает начало и середину стихотворения, и просит детей правильно закончить его, а также сказать, как оно называется. Список стихов К.И. Чуковского для проверки представлен ниже.
1. Робин-Бобин-Барабек
Скушал сорок человек:
И корову, и быка, и кривого мясника.
И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу.
Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом.
____________________.
2. Жил на свете человек – скрюченные ножки,
И гулял он целый век по скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой, в скрюченном домишке,
Жили летом и зимой скрюченные мышки.
И стояли у ворот скрюченные ёлки.
Там гуляли без забот скрюченные волки.
____________________.
3. Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка.
Нет у него никого.
Кто пожалел бы его?
____________________.
4. Наши-то портные, храбрые какие!
Не боимся мы зверей: ни волков, ни медведей.
А как вышли за калитку, то увидели улитку.
Испугалися, разбежалися.
____________________.
5. Полосатые котята ползают, пищат.
Любит-любит наша Тата маленьких котят.
Но всего милее Татеньке не котёнок полосатенький.
Ни утёнок, ни цыплёнок
____________________.
6. Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать.
Это козочка рогатая, это ёлочка мохнатая,
Это дядя с бородой, это дом с трубой.
Ну а это что такое, непонятное, чудное,
С десятью ногами, с десятью рогами?
Это бяка-закаляка кусачая, я сама из головы е ё выдумала.
____________________.
7. Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
____________________.
8. Дженни туфлю потеряла
Долго плакала, искала.
Мельник туфельку нашёл
____________________.
9. У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать,
Всё не могут перестать.
____________________.
10. Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами, застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки: разноцветные фонарики, хлопушки.
Закружились бы на ёлочке флаги: из пунцовой и серебряной бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке матрёшки и захлопали б от радости в ладошки,
Потому что нынче ночью у ворот, постучался развесёлый Новый год!
____________________.
Затем воспитатель проверяет, насколько дети умеют читать. Перед этим проводится небольшая разминка. Воспитатель называет гласный звук, который даёт твёрдый слог, а дети называют гласный звук, который даёт мягкий слог, и наоборот. Игра проводится с использованием мяча. Воспитатель называет гласный звук для твёрдого слога и бросает мяч ребёнку, а ребёнок называет гласный звук для мягкого слога и бросает мяч обратно воспитателю. Потом воспитатель называет гласный звук для мягкого слога, а ребёнок для твёрдого. Правила передачи мяча при этом остаются неизменными.
После разминки воспитатель сажает детей за столы, раздаёт листочки с рядами слогов, чистоговорками, и маленькими рассказами с вопросами после них, и предлагает разбиться на пары. Сначала один ребёнок в паре читает первый столбик со слогами, затем другой ребёнок в паре читает второй столбик со слогами. Потом каждый читает чистоговорки с листа. После каждому предлагается прочитать рассказ и ответить на вопросы после него. Ответы на вопросы даются следующим образом: ребёнок, который прочитал весь рассказ, читает и вопросы к нему, а все остальные слушают вопросы, поднимают руку и отвечают на них полным ответом.
После прочтения второго рассказа проводится небольшая физкультминутка. Дети играют в игру «Товарищ, командир» и выполняют команды воспитателя. После прочтения последнего рассказа воспитатель делает заключение о проведённой диагностической части, и даёт детям немного отдохнуть, предлагая посмотреть в каждый угол класса.
Работа на занятии
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по сказке и вначале разгадать кроссворд, чтобы дети узнали, по какой сказке будет путешествие. Кроссворд разгадывается на компьютере. Дети включает компьютер, и находят страницу с кроссвордом и вопросами к нему. Воспитатель читает вопросы к кроссворду, а дети сначала устно отвечают на вопрос, а потом вписывают ответ на компьютере в клеточки.
Один из детей разгадывает кроссворд у доски. Вызов ребёнка к доске осуществляется по желанию воспитателя или на добровольной основе ребёнка, методом поднятия руки. Когда в кроссворде встречаются трудные для написания слова, воспитатель спрашивает, какой звук произносится, и какая буква пишется в этом слове.
После разгадывания кроссворда воспитатель предлагает детям вспомнить всю сказку «Колобок», по которой будет проходить путешествие. Вначале воспитатель спрашивает, кого встретил колобок на своём пути, а затем спрашивается, кого колобок встретил первым.
После ответа на вопросы даётся первое задание: подобрать рифмы к словам. Перед его выполнением воспитатель спрашивает детей, что такое рифма. Потом детям раздаются листочки с заданием, им предлагается взять в руки простой карандаш и соединить линией рифмующиеся слова. Один из детей выполняет задание у доски.
Вызов ребёнка к доске для выполнения этого задания осуществляется по тем же схемам, что и вызов к доске при разгадывании кроссворда. Дети читают рифмованные слова: «стол – ствол», «телефон – слон», «шкаф – жираф», «ель – шмель», «стакан – банан», «кот – крот». Выполненное задание проверяется, и дети переходят к следующему заданию.
Воспитатель спрашивает, кого колобок встретил вторым. Дети отвечают на вопрос полным ответом, и воспитатель предлагает им поиграть в слова. Воспитатель называет слово, а дети называют новое слово на последнюю букву предыдущего слова. В этой игре тоже используется мяч. Воспитатель, назвав слово, бросает ребёнку мяч, а ребёнок, назвав новое слово, бросает мяч другому ребёнку.
Потом воспитатель спрашивает, кого колобок встретил третьим. Дети отвечают на вопрос полным ответом и выполняют следующее задание. Воспитатель раскладывает на партах карточки со словами. Нужно расположить эти карточки таким образом, чтобы получились стихи А. Л. Барто. Дети читают получившиеся стихи, а потом загаданные стихи высвечиваются на экране.
И, наконец, воспитатель спрашивает, кого колобок встретил последним. Дети отвечают полным ответом на вопрос, а затем предлагается поиграть в ещё одну игру с мячом. Нужно назвать парные звонкие и глухие согласные звуки. Воспитатель бросает ребёнку мяч, ребёнок называет пару звонких и глухих согласных звуков, и бросает мяч обратно воспитателю.
Заключительная часть
В конце занятия проводится рефлексия. Воспитатель сначала спрашивает, понравилось ли путешествие и что было на занятии. Потом воспитатель спрашивает, какие задания были интересными для детей, а какие задания были трудными для детей. После воспитатель предлагает детям самостоятельно оценить свою работу на занятии, подняв звёздочку нужного цвета.
Красная звёздочка – занятие детям понравилось, дети работали отлично, всё было понятно; зелёная звёздочка – детям занятие не очень понравилось, дети работали хорошо, не всё было понятно; синяя звёздочка – занятие детям не понравилось, дети работали плохо, ничего не было понятно.
Наконец, воспитатель подводит итог занятия, даёт свою оценку работы детей на нём, независимо от цвета поднятых детьми звёздочек и самостоятельной оценки своей работы. После занятие заканчивается, и дети собираются на следующее занятие по расписанию или усмотрению учителей, воспитателей и начальства детского сада.