Сборник содержит дидактические экологические игры для детей с нарушением зрения, реализуемые на экологической тропе, с использованием тактильных и визуальных пособий (лупы, карточки, "волшебные очки").
Игры направлены на развитие наблюдательности, познавательного интереса, речи и тактильных навыков, воспитание любви к природе
Цель: развитие наблюдательности, любознательности, речи.
Материалы: лупы с засушенными листьями деревьев.
Задачи:
Рассмотреть с детьми лупу, объяснить, как ей пользоваться. Предложить детям назвать, что на ней изображено (листья деревьев, которые растут на участке детского сада).
На прогулке раздать детям лупы с изображением осенних листьев. Предложить детям внимательно рассмотреть в лупу лист и описать его, назвать от какого дерева у них лист. Рассказать детям, что они будут узнавать деревья по листве, сравнивая листья дерева с листом, который изображен на лупе.
Совершая прогулку по экологической тропе, дети с помощью лупы узнают и называют деревья, которые растут на территории детского сада.
Цель: знакомство с почвенными растениями, насекомыми и другими природными объектами, населяющими травяной ярус.
Материалы: лупы, указатели исследуемых объектов.
Задачи:
Для исследования объектов живой и неживой природы вместе с лупами можно использовать специальные указатели природных объектов, за которыми дети будут наблюдать.
Для того, чтобы сделать указатели надо вырезать картинки с изображением всего того, за чем можно наблюдать в живой природе на улице из журналов, раскрасок, старых книг или распечатать с компьютера.
Затем приклеить круг с картинкой на палочку от мороженного на двухсторонний скотч.
Дети на время игры превращаются в жуков. Исследуют местность, глядя в лупу. Затем рассказывают о том, что смогли увидеть.
Цель: развитие познавательного интереса.
Материалы: лупы с полупрозрачными цветными вставками - красными, желтыми, зелеными.
Задачи:
Вариант 1 "Найди по цвету"
Ребенок использует цветные лупы, чтобы найти предметы, соответствующие определенному цвету. Например, если у него в руках красная лупа, он должен отыскать красное яблоко, красную машинку или любой другой предмет красного цвета.
Вариант 2 "Найди по описанию"
Взрослый описывает предмет, используя его характерные признаки, а ребенок должен догадаться, о каком предмете идет речь.
Например, можно сказать: "Оно круглое, яркое, светит". Ребенок должен понять, что это солнце. Затем он может найти этот предмет с помощью лупы или просто указать на него.
Цель: расширять представления детей о деревьях, произрастающих на территории участка, особенностях строения их листьев.
Материалы: карточки с объемными изображениями листьев деревьев.
Задачи: воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, учить воспринимать ее красоту и многообразие.
Детям раздают предметные картинки с объемными изображениями листьев деревьев. Дети рассматривают изображения листьев, при помощи рук обследуют и называют их форму, величину, с какого они дерева.
Дети находят пару своему листу (такой же лист у товарища).
Вместе находят дерево, подходят к нему и сравнивают лист на картинке с листьями деревьев.
Цель: развитие познавательного интереса, формирование знаний о природе.
Материалы: карточки с объемными изображениями листьев деревьев.
Задачи:
Детям одевают "волшебные очки" и раздают предметные картинки с объемным изображением листьев деревьев. Дети при помощи рук обследуют объемные листы и называют их форму, величину, с какого они дерева. Снимают "волшебные очки" проверяют правильность ответа и находят соответствующее дерево.