Цель: формирование умения высказывать предположения, делать выводы посредством анализа содержания произведений изобразительного искусства с помощью приема прогнозирования.
Задачи:
Материалы и оборудование: большой мольберт с репродукциями 4 картин.
Картины пронумерованы:
Предварительная работа: рассматривание детьми репродукций картин.
Воспитатель привлекает внимание детей просьбой о помощи. Несколько воспитанников откликаются, педагог просит их сесть напротив мольберта с репродукциями.
Воспитатель: Дети, у меня к вам очень большая просьба. Моя соседка, старенькая бабушка, очень хочет сделать подарок внуку на день рожденья.
- Ее внуку 6 лет, как и вам. Однажды мальчик был в магазине, где продаются картины, и ему очень понравилась одна из картин.
- Именно эту картину и хочет бабушка подарить своему любимому внуку.
- Но вот беда – она не знает ни название, ни автора этой картины, ни как она выглядит. Знает только название – "Кораблик".
- Перед вами репродукции четырех картин (без названий), которые продаются в этом магазине и могли понравиться мальчику.
- Помогите, пожалуйста, определить, какая из них может называться "Кораблик". Поможете?
- Ваша помощь бабушке сделает счастливым не только бабушку, но и ее внука, такого же ребенка, как и вы.
Диалог между воспитателем и детьми
Воспитатель: Посмотрите внимательно и определите, какая из этих картин может называться "Кораблик". Аргументируйте свой выбор.
Девочка 1: Картина под номером один. Потому что на этой картине много кораблей.
Воспитатель: У кого есть еще варианты?
Мальчик 1: Картина под номером четыре, потому что зонтик похож на кораблик.
Воспитатель: Ребята, а вы согласны? Может быть такой вариант?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда продолжим рассматривать другие картины и рассуждать. Какая картина вам кажется ближе к названию "Кораблик"?
Девочка 2: Вторая картина ближе. На этой картине нарисован кораблик!
Воспитатель уточняет: Нарисован кораблик или корабль?
Девочка 3: Корабль.
Воспитатель: Объясни, почему ты так думаешь?
Девочка 3: На второй картине корабль, потому что у него есть паруса и на нем изображено много человек.
Воспитатель: Дети, а если на судне находится несколько человек, то можно сказать, что это маленький кораблик?
Дети (хором): Нет!
Воспитатель: Тогда слушаем еще варианты. Какая, по вашему мнению, картина больше подходит к названию "Кораблик"?
Мальчик 2: Я думаю, что первая картина точно подходит! В руках у мальчика маленькое судно, маленький кораблик.
Воспитатель: То есть ты точно уверен, что эта картина называется "Кораблик? Посмотри внимательно, сколько таких же маленьких корабликов рядом с мальчиком. Может эта картина называться "Кораблик"?
Мальчик 2: рядом с ним еще три кораблика.
Девочка 1: Там пять кораблей! Нужно еще сосчитать те, которые нарисованы на огромной картине, которая находится позади мальчика.
Воспитатель: Тогда название "Кораблик" подходит к этой картине?
Девочка 1: К ней подходит название "Кораблики и корабли", потому что там не один маленький кораблик, а много.
Воспитатель: Мы еще не рассмотрели внимательно картину под номером три. Что вы думаете?
Девочка 2: Я думаю, что эта картина может так называться, потому что на ней маленький кораблик. Вернее, там даже не один, а три маленьких кораблика. Значит все-таки нет. Это не "Кораблик".
Воспитатель: Рассмотрев все четыре картины, мы с вами решили, что первой и третей картине не подходит название "Кораблик, потому что на них изображено несколько корабликов.
- Вторая картина не подходит, потому что на ней изображен корабль, а не кораблик. Осталась картина под номером четыре. Она подходит?
Дети (хором): Нет!
Воспитатель: Почему не подходит картина номер четыре? Объясните, пожалуйста, все по очереди.
Мальчик 1: Потому что там не кораблик, а зонтик.
Мальчик 2: Я согласен с ним.
Девочка 1: Я думаю, что четвертая картина точно подходит, потому что зонтик маленький, и в нем сидит одна куколка. И можно сказать, что это не зонтик, а кораблик. И этот зонтик заменяет куколке кораблик после дождливого дня.
Воспитатель: Точно! Я с тобой совершенно согласна.
Девочка 3: Да! После дождя на асфальте появились лужи, и девочка представила, что это не лужи, а море.
Девочка 1: И девочка играет. Она посадила свою куколку в зонтик, как в кораблик и катает ее по морю.
Воспитатель: Дети, вы согласны с нами?
Мальчик 2: я не согласен. Я думаю, что это не так. Зонтик – это не кораблик! И картина не может называться "Кораблик".
Воспитатель: Ребята, я вам хочу открыть секрет. Хотите узнать, как на самом деле называются все четыре картины?
Дети (хором): Да!
Воспитатель: Первая картина зазывается "Будущий капитан", Василия Нестеренко. На ней изображен мальчик, котрый хочет стать капитаном.
- Вторая картина "Петр I", написал ее Вячеслав Потогин. Вы знаете, кто такой Петр Первый?
Мальчик 1: Да! Это наш царь. Он давно умер. Его памятник стоит в Санкт-Петербурге.
Воспитатель: Петр I очень любил корабли, умел сам их строить и управлять кораблями.
- Третья картина - "Бумажные кораблики", Хосе Вистана.
Девочка 2: Да! Потому что здесь три мальчика сделали бумажные кораблики и запустили их в пруд.
Воспитатель: Точно! А вот четвертая картина и есть "Кораблик", которую написала Татьяна Дерий. Вот вы какие молодцы, вы сами догадались, что эта картина называется "Кораблик".
Мальчик 2: Лариса Ивановна, а как вы узнали названия картин?
Воспитатель: А я, дети, обратилась за помощью к искусствоведу в наш музей. И мне только что в интернет приложении прислали ответ, который полностью совпал с нашим выбором.
Подведение итогов, рефлексия
Воспитатель: Вы молодцы, потому что самостоятельно нашли ответ на вопрос моей соседки.
Вопросы к детям:
- Вам было трудно?
- В чем вы сомневались? Что вас запутало?
- Как вы думаете, бабушка купит эту картину в подарок своему внуку?
- А вам бы хотелось получить такой подарок?
Дети: Нам очень понравилось разгадывать картины. Мы хотим еще кому-нибудь помочь в этом.