Цель развлечения: формирование у детей целостного мировидения.
Задачи:
Оборудование и материалы: столы, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, йод, крахмал, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, мерные ложечки, палочки деревянные, соломинки для коктейля, пакет с кожурой апельсина, очки с цветными стеклами, листы бумаги.
Госпожа Наука: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Меня зовут госпожа Наука. Сегодня очень важный для меня день, день моего рождения – день науки!
Мое королевство все любят и чтут,
В моем королевстве науки живут.
Я каждой науке названье дала,
Сегодня на праздник с собой привела.
Слышишь, фанфары победно звучат?
Они собирают на праздник ребят –
Смелых, умелых, настойчивых, шумных,
Дружных, веселых, добрых и умных.
А какие науки знаете вы?
- Сегодня мы с вами прикоснемся к некоторым из этих наук и узнаем много интересного. Вы готовы праздновать День Науки вместе со мной? (Да!)
- Тогда я объявляю наш праздник открытым! Я приглашаю вас в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)
- Помогать мне сегодня будут младшие научные сотрудники – ребята из группы "Буратино".
Ребенок 1:
Без наук, как без рук",- говорят.
Это бодрости, счастья заряд.
И успех, и удача тех ждет,
Кто с науками дружбу ведет.
Ребенок 2:
Говорят, что чудес не бывает!
Не волшебники мы - только учимся!
Но уже твердо верим и знаем -
У всех у нас чудо получится!
- Мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием - экспериментированием. Только для начала вспомним правила безопасности.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим?
- Какие свойства воздуха вы знаете?
Опыт "Сухой из воды"
Вывод: стакан наполнен воздухом, который не дает проникнуть в него воде, поэтому салфетка остается сухой.
Опыт "Торнадо"
Вывод: на поверхность воды в бутылке снизу давит воздух и не дает ей выливаться, но если бутылку закрутить, сделать "торнадо", вода легко переливается.
Опыт "Перевернутый стакан"
Вывод: когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) - воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает.
Госпожа Наука: Эти опыты показали нам, как взаимодействует воздух и вода. А какие свойства воды вы знаете?
- Сейчас ребята покажут еще несколько опытов, с помощью которых можно разгадать и другие загадки волшебницы воды, а так же различных жидкостей.
Опыт "Радуга"
Вывод: окрашенная вода впитывается в салфетку и "поднимается" вверх, встречаясь, вода различных цветов смешивается. Таким образом, получаются новые цвета.
Опыт "Плотности"
Вывод: различные жидкости имеют разную плотность, поэтому не смешиваются сразу, а ложатся слоями. А некоторые жидкости (например, масло), совсем не "дружат" с водой, и даже если их перемешать, через какое-то время, масло снова поднимается вверх.
Госпожа Наука: Этим объясняется, то, почему так сложно отмыть жирную посуду. Что помогает нам в этом?
- Это волшебство можно продемонстрировать на примере следующего опыта.
Опыт "Взрыв цвета в молоке"
Вывод: при добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов.
Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Госпожа Наука: Вы наверняка проводили опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру "Тонет-плавает".
- Я буду показывать картинку, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите "буль-буль-буль", если плавает – вставайте, гребите руками и говорите "шлеп-шлеп-шлеп".
- Вот сколько загадок мы сегодня разгадали о свойствах воздуха и воды. А какая наука занимается изучением свойств различных веществ? Ну а мы двигаемся дальше. Все вы любите играть с песком.
Опыт "Свойства сухого песка"
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
Опыт "Свойства мокрого песка"
Вывод: когда песок смешивается с водой, из него вытесняется воздух. Песок становится "липким".
Опыт "Извержение вулкана"
Вывод: когда некоторые вещества соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу, образуя вот такой эффект вулкана.
Госпожа Наука: А сейчас мы познакомимся еще с одной наукой – физикой.
Опыт "Дезориентация" (магнитное поле)
Вывод: на стрелку действует магнитное поле Земли, точно так же, как и на стрелку компаса. Когда мы подносим к стрелке металлический предмет или другой магнит, стрелка компаса начинает крутиться в разные стороны.
Опыт "Танцующая фольга"
Вывод: расческа электризуется, в них появляется электричество из-за трения, которое и заставляет фольгу "плясать".
- Такое электричество называется статическим, оно образуется в трении. А какое вы еще знаете электричество? Где оно живет, как образуется.
- Проверить на примере выключателя и лампочки. Такое электричество бежит по проводам.
- Ну что ж, праздник удался на славу. И вы, ребята, такие молодцы! Умные, находчивые и любознательные!
И с интеллектом у вас все в порядке,
За это дарю вам всем закладки!
- Мне очень хочется, чтобы вы и дальше продолжали в том же духе и помнили, что знания выручат вас в любом деле и пригодятся каждому из вас!