Цель: формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Задачи:
Материалы к занятию: глобус, звуковое письмо, емкости с водой большая и маленькая, оборудование для эксперименов.
Воспитатель: Ребята, давайте сядем удобно, выпрямим спины, правильно поставим ноги, сегодня нас ждут удивительные приключения.
- Слышите? Что вы слышите? (Это бежит вода)
Вбегает "Вода": Здравствуйте, ребята. Это старшая группа детского сада "Васильки"? (Да!)
- Значит правильно я прибежала, я так торопилась к вам.
Воспитатель: А мы слышали как ты бежала, правда, ребята?
Вода: А что вы слышали?
Воспитатель: Дети, что мы слышали? (Дети отвечают)
- Мы, Вода, слышали твое журчание.
Вода: Да, действительно, журчат мои ручейки, журчат реки, журчит вода бегущая из крана. Ребята, а вы знаете как важна вода в жизни человека?
- Для чего человеку нужна вода?
- Я хочу поиграть с вами, давайте поиграем.
Игра с мячом "Что я знаю о воде"
- Я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы мне бросаете мяч обратно, но с ответом.
1. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (дождь)
2. По небесам оравою
Бегут мешки дырявые.
И бывает иногда
Из мешков течет вода. (тучи)
3. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
4. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)
5. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
А солнышко лишь припечет,
Заплачет она и умрет. (сосулька)
6. На дворе переполох –
С неба сыплется горох. (град)
7. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой убрали.
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
8. Ног нет, а идет. (снег)
9. Все обходят это место,
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи -
Нет опоры для ноги. (болото)
Вода: Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь, я вам покажу, что умеет вода.
- Нам понадобится: бинт, вата, грязная вода, бутылка, воронка.
Ход эксперимента
- В воронку кладем бинт, затем кусочек ваты и сверху еще бинт и переливаем воду в другую емкость.
Что понадобится: вода, блюдце, монетка, пипетка.
Ход эксперимента
1. Положить монетку на блюдце, а блюдце - на очень ровную поверхность. То есть если блюдце будет стоять на столе, хоть немного наклоненном на одну сторону, эксперимент закончится гораздо раньше, чем мог бы, и будет менее зрелищным.
2. В пипетку набрать воды (вместо пипетки мы с дочкой взяли пустой флакончик из-под капель от насморка, сильно его сжали, чтобы вышла часть воздуха, поместили под струю воды из-под крана и разжали - в него стала набираться вода).
3. Капать воду в центр монетки с очень близкого расстояния, считать количество капель и смотреть, какую форму принимает поверхность воды на монетке.
Результат
Вода на монете будет расположена не ровным тонким слоем, как это может показаться перед экспериментом. Поверхность воды будет растягиваться и становиться все более выпуклой с каждой новой каплей до тех пор, пока тонкая пленочка, которую образует поверхность воды, не порвется. И тогда почти вся вода с монетки вытечет в блюдце.
- Нальем в бутылку воду и добавим туда головки от спичек. Спички будут плавать на поверхности, но при нажатии на бутылку будут опускаться вниз.
Понадобится для опыта: прозрачная емкость – можно брать бутылку из пластика или стеклянную банку, вода, растительное масло, красители (если нет, подойдет разведенная в воде гуашь), фонарик (можно использовать встроенный на телефоне), шипучая таблетка (например, витамин С или смесь соды с лимонной кислотой).
Этапы проведения опыта:
- Смотрим за волшебной реакцией! Пузырьки газа вместе с водой будут подниматься и лопаться, капли падать на дно.
Объяснение опыта
Во-первых, жидкости не смешиваются, так как они имеют разные плотности. Иными словами, масло более легкое, чем вода, поэтому оно всплывает вверх.
Во-вторых, при растворении таблетки или при соприкосновении соды и лимонной кислоты образуется углекислый газ. Газ значительно легче жидкостей, поэтому он поднимается, захватывая с собой капельки подкрашенной воды. Когда газ выходит из емкости, капли воды снова под собственной тяжестью опускаются вниз.
Понадобиться: сода, лимонная кислота, красители, моющее средство и вода.
Проведение: в стакан добавляем равное количество соды лимонной кислоты. После чего добавляем краситель. Одновременно вливаем воду и моющее средство.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Что было самым запоминающимся?
- Запомните, дети: наша планета уникальна, она одна такая во всей вселенной: на ней есть жизнь, есть воздух, вода, растительный и животный мир.
- И еще есть человек, который отвечает за всю нашу планету Земля.