Раннее детство большинства детей проходит в кругу семьи, где забота, воспитание и удовлетворение потребностей осуществляются родителями. Это способствует гармоничному развитию психофизических качеств ребенка.
Однако такие дети зачастую недополучают постоянного общения со сверстниками, что впоследствии отражается на их адаптации в детском саду и усложняет взаимодействие с педагогами и другими детьми.
Для многих детей, не готовых к образовательным учреждениям, разлука с семьей становится непростой задачей, вызывать страх и тревогу. При вступлении в детский сад у всех детей возникает стресс адаптации.
Процесс адаптации - это приспособление к новым условиям, в данном случае - к детскому саду. Это довольно сложно: ребенок оказывается в незнакомом окружении взрослых и детей, с которыми ему нужно устанавливать отношения.
Из привычной семейной обстановки он переносится в абсолютно новые условия. Поэтому неудивительно, что многие малыши начинают плакать и тяжело переносят разлуку с мамой. Важно создать атмосферу эмоционального комфорта и способствовать развитию навыков общения.
В современном обществе перед нами, педагогами, остро стоит вопрос увеличения числа заболеваний среди детей младшего дошкольного возраста. Изучение поведения детей в первые дни их пребывания в детском саду показывает, что процесс акклиматизации к новым социальным условиям у многих из них не всегда проходит легко и быстро.
Для многих детей адаптация сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных расстройств поведения и общего самочувствия. К таким расстройствам относятся:
В настоящее время в детских учреждениях над этой проблемой работают психологи, воспитатели и другие квалифицированные специалисты. Многие из них ищут новые методы и подходы к психолого-педагогической поддержке детей.
Я, как воспитатель раннего возраста, решила также внести свой вклад и обратилась к менее изученному коррекционному методу - музыкальной терапии.
Музыкотерапия - метод, в котором музыка используется для коррекции эмоциональных нарушений, страхов, проблем с движением и речью, а также для исправления поведенческих отклонений и улучшения коммуникации, включая лечение различных соматических и психосоматических заболеваний
В этом контексте музыкотерапия может играть важную роль в адаптации детей раннего возраста, служа средством эмоционального воздействия, общения и музыкального развития.
Музыка благоприятно сказывается на дыхательной и сердечно-сосудистой системах, помогает убрать накопившуюся усталость и придает ощущение бодрости. Кроме того, считалось, что с помощью музыкального ритма возможно добиться баланса в нервной системе ребенка, успокоить чрезмерно активные темпераменты и активизировать замедленные, а также отрегулировать ненужные или избыточные движения.