Для детей рисование является важной частью их развития. Благодаря своим картинкам они выражают восприятие мира, свои эмоции и мечты. В ходе рисования малыши учатся логично рассуждать и делать выводы, что обогащает их словарный запас.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу свободного самовыражения, способствуя инициативности и самостоятельности детей, формируя у них положительное отношение к творчеству.
Каждый результат художественной деятельности представляет собой уникальную и увлекательную работу, где нет плохих или хороших результатов – картины каждого ребенка индивидуальны.
Пуантилизм, как интересная и необычная техника, предполагает создание целостного изображения из отдельных точек
В детском саду для его освоения используются различные материалы: штампы, пластилин и ватные палочки. Само слово "пуантилизм" происходит от французского "точка". Эта техника доступна детям, так как основана на простом принципе – рисование точками, что делает ее понятной даже для самых маленьких.
Слово "пуантилизм" происходит от французского "point", означающего "точка". Этот термин точно отражает суть художественного метода: создание изображения путем нанесения множества мелких, отдельных точек краски на холст.
Пуантилизм, или точечная живопись, является одним из направлений неоимпрессионизма, художественного движения, возникшего во Франции в конце XIX века как реакция на импрессионизм. Хотя импрессионисты стремились запечатлеть мимолетные впечатления света и цвета, используя быстрые, смелые мазки, пуантилисты пошли дальше, систематизируя этот процесс.
Родоначальником пуантилизма считается Жорж Сера, гениальный художник, чьи работы, такие как "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", являются ярчайшими примерами этого стиля. Сера, в отличие от многих импрессионистов, не работал непосредственно на пленэре, а тщательно прорабатывал композицию и цветовые решения в студии, используя научные знания о цвете и оптическом смешении.
Он не смешивал цвета на палитре, как это делали его предшественники, а наносил чистые, несмешанные цвета точками, рассчитывая, что на определенном расстоянии от картины эти точки будут оптически смешиваться в гладкий тон в глазу зрителя.
Это явление, известное как оптическое смешение красок, основано на особенностях восприятия света и цвета человеческим глазом. Разные цвета, расположенные рядом, воспринимаются не как отдельные пятна, а как их среднее значение.
Поль Синьяк, еще один важный представитель пуантилизма, также внес значительный вклад в развитие этой техники. Он продолжил эксперименты Сера, изучал теорию цвета и разрабатывал собственные приемы нанесения точек.
Художники-пуантилисты использовали разнообразные инструменты: от тонких кисточек до специально сконструированных палочек, чтобы контролировать размер и плотность точек. Выбор цвета и его насыщенность был тщательно продуман и соответствовал композиционным замыслам художника.
Стоит отметить, что пуантилизм не ограничивался пейзажами. Художники работали и над портретами, и над натюрмортами, проявляя удивительное мастерство в передаче света, цвета и фактуры с помощью точечной техники.
Простота внешнего вида пуантилизма обманчива. Это занимательная, но трудоемкая техника, требующая терпения и точности. И, действительно, основные принципы пуантилизма, нанесение краски точками, по силам даже детям дошкольного возраста.
Однако, для получения глубоких, насыщенных цветов и точных цветовых переходов необходимы практика и понимание принципов оптического смешения. Дети могут рисовать простые изображения, например, цветы или фрукты, изучая как различные цвета взаимодействуют между собой.
Это отличный способ развития мелкой моторики, цветовосприятия и творческого воображения. Однако, воспроизведение сложных композиций и достижение мастерства Сера и Синьяка требует многолетнего обучения и глубокого понимания принципов живописи.
Для проведения занятия с использованием данных техник, нам понадобятся: цветная или белая бумага, краски (акварель или гуашь), ватные палочки, а также возможно маркеры (фломастеры) и восковые мелки.
В процессе творчества необходимо показать ребенку специальный метод рисования. Суть метода заключается в использовании точек для создания рисунка. Важно отметить, что цвета не смешиваются, а их переход происходит визуально при рассмотрении работы. Круглые отметины, сделанные ватными палочками, могут быть расположены ближе или дальше друг от друга. Также в этой технике можно создавать плавные переходы от светлых оттенков к темным и наоборот.
Пуантилизм способствует развитию мелкой моторики у детей, что важно для их общего моторного развития. Путем раскладывания точек на бумаге, дети не только создают рисунок, но и укрепляют свои пальчики, что окажет положительное влияние на их способность писать и выполнять другие полезные действия в будущем. Эта техника позволяет детям наблюдать за процессом создания образа, что формирует у них терпение и внимательность.
Кроме того, пуантилизм дает возможность экспериментировать с цветами и формами. Дети учатся смешивать краски, подбирать оттенки, что развивает их художественное восприятие. С каждым новым проектом они становятся более уверенными в своих способностях, осваивая базовые принципы композиции и эстетики.
Также важно отметить, что пуантилизм способствует развитию командного взаимодействия. При работе в группах дети учатся обмениваться идеями, делиться материалами и работать над общим проектом. Это формирует у них социальные навыки и учит уважать творчество других, что важно для их гармоничного развития.