Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развивать воображение, проявлять самостоятельность и инициативу, выражать свою индивидуальность.
В ходе игры моделируются разные способы изображения с использованием различных материалов; закрепляется представления о цвете, формируются сенсорные системы.
В настоящее время социальная значимость темы творческих способностей заставляет по-другому рассматривать вопросы развития детей в детском саду, а также определить актуальность и необходимость проведения занятий по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Главная задача – формирование и развитие в единстве эстетического отношения к жизни, художественных способностей детей и навыков художественного труда в процессе продуктивной деятельности.
Нетрадиционный способ рисования (от лат. traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются традиционными, широко известными
Термин "техника" (от греч. technike – искусная и technе – искусство, мастерство) понимается как совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение.
Представленные в игре нетрадиционные способы и техники рисования могут легко меняться в соответствии с возрастными возможностями, самостоятельным замыслом, как в коллективной, так и индивидуальной деятельности детей.
Совместное рисование "Необыкновенная картина" с использованием нетрадиционных техник рисования
Культурная практика: художественно-игровая деятельность.
Культурно-смысловой контекст: создание картин нетрадиционными техниками рисования
Цель: Формирование сенсорных систем через игру с использованием нетрадиционных техник рисования в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Инвентарь и оборудование: 7 карандашей разных цветов, сделанных из двп, коробка для карандашей, кубик с разноцветными гранями, картинки с изображением 7 техник нетрадиционного рисования, атласные ленты 7 цветов, пластмассовые вилки, втулки, ватные палочки, губки, мятая бумага, жесткие кисти (3-4 штуки), ватман, гуашь, вода, салфетки.
В группу вносится яркий дидактический материал, большой лист белой бумаги. Воспитатель предлагает заинтересовавшимся детям поиграть в необычную игру "Необыкновенная картина".
Рассматривают коробку, в которой лежат 7 разноцветных карандашей с веселыми личиками. Воспитатель обращает внимание на то, что у каждого карандаша есть картинка, на которой изображена техника рисования, напоминает детям, что можно рисовать не только карандашами и красками, но и другими разными способами и материалами.
Вместе с детьми вспоминает, какими уже способами рисовали раньше. Также в коробке лежит кубик с разноцветными гранями, как и карандаши.
Воспитатель объясняет правила игры, сопровождая показом. Дает возможность каждому ребенку попробовать взять кубик и бросить его.
- Каким цветом выпадет кубик, тот и берется карандаш, картинка на карандаше подскажет, чем будем рисовать.
Пальчиковая гимнастика "Скрути ленточку"
- Попробуем развеселить наши пальчики, разработать пальчики, чтобы картина получилась.
Воспитатель предлагает каждому ребенку вбросить кубик. Ребенок бросает кубик, если выпадает желтая грань кубика, ребенок берет желтый карандаш, и говорит, с помощью какой техники будут рисовать. ("Рисование ладошкой")
Затем все играющие подходят к ватману и начинают рисовать той техникой, которая выпала. После очередного вбрасывания кубика узнаем, чем будем рисовать.
- Каким способом вам больше всего понравилось рисовать? (ответы детей)
- Какие цвета понравились?
- Что из нарисованного больше всего понравилось?
Правила игры могут изменять в соответствии с освоением детьми новых техник, возрастными особенностями (усложнения сюжета картины), проявление инициативы ребенка, принцип следования за ребенком.
Самостоятельная игра может основываться на сенсорных эталонах.