Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник в рисовании с детьми старшего дошкольного возраста"

Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи:

  • научить педагогов практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании;
  • повысить уровень мастерства педагогов.

Материалы: бумага для рисования, акварель, гуашь, кисти, зубные щетки, пена для бритья, клей ПВА, соль, пластиковые вилки, простые карандаши, ластик, салфетки, свечи, шаблоны цветка, нитки, картинки грустных и веселых цветов для рефлексии (по количеству участников мастер-класса).

Сценарий мастер-класса

Большие возможности в развитии творчества дошкольников заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего, рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания; оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Опыт работы свидетельствует - рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные техники рисования можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста?

Уважаемые коллеги, предлагаю освоить вместе со мной некоторые нетрадиционные техники рисования.

Средняя группа

Рисование вилкой (металлической или пластиковой)

Гуашь наливается в плоскую тарелочку, плоской поверхностью вилки набирается краска (гуашевая) и делаются отпечатки на бумаге.

- Коллеги, предлагаю вам нарисовать тюльпаны. Наберите, плоской стороной вилки краску, выберите ее по своему желанию. И сделайте отпечатки на бумаге. А теперь подрисуйте стебли, листья. Можно нарисовать елочку, ежика, кактус.

Нетрадиционное рисование "пухлыми красками"

В мисочке смешиваем клей ПВА с гуашью и добавляем пену для бритья.Делаем несколько таких мисочек Для арбуза нужно всего две краски – вот с него и начнем.
- Нарисуйте карандашом скибку арбуза, а теперь наложите на нее пухлую краску двух цветов. Косточки арбуза – это простая черная гуашь, которой мы капаем по "мякоти арбуза".

Самые разные идеи можно воплотить в этой технике рисования для детей. Наиболее простое – это вафельнй рожок с мороженным. Рожок вырезается из грубого упаковочного картона, на нем рисуем фломастером вафельную сетку. Ребенок приклеивает рожок на лист бумаги (внизу) и на нем выкладывает круглые шарики объемного рисунка.

Можно дать ребенку круглые шаблоны, которые он обведет сначала карандошом над краем рожка, и потом в эти круглые контуры будет укладывать пенистую краску.

Рисование зубной щеткой

Для данной техники необходимы: гуашевые краски (можно и акварель), зубная щетка средней жесткости, кисть, крышка от банки.
- Изобразите на бумаге кошку. Простым карандашом нарисуйте овальное туловище, лапы, хвост и голову. Затем наберите из крышки на зубную щетку краску и сделайте кошке шерсть. После того как кошка будет готова, нарисуйте мелкие детали: мордочку, уши и усы.

Старшая группа

Рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом — данная техника помогает закрепить навыки горизонтальной штриховки и развивает мелкую моторику, готовит руку к письму.

- Коллеги,предлагаю вам зарисовывать лист бумаги простым карандашом, потом с помощью ластика "прорисовать", какие хотите изображения.

Техника "Монотипия"

Для рисования в технике "Монотипия" нам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.
- Сверните, пожалуйста, лист бумаги пополам, а затем разверните.

- Нарисуйте краской половинку бабочки на половине листа. Согните пополам лист и аккуратно прижмите одну половинку к другой. Разверните лист, получился на второй половинке отпечаток.

Отпечатки можно делать и на любой гладкой поверхности: стекле, пластмассовой доске, пленке, кафельной плитке, толстой глянцевой бумаге. На выбранной поверхности гуашевыми красками делается рисунок, сверху накладывается лист бумаги и придавливается. Получается оттиск в зеркальном отображении.

В данной технике можно рисовать не только отдельные предметы, но и пейзажи.

Рисование свечой

- Для начала необходимо на белом листе бумаге нарисовать рисунок свечой. Берем кусочек свечи и создаем начертание будущего рисунка (например рыбки). Кстати, можно рисовать не только свечой, но и восковыми карандашами, эффект будет тот же.

Далее будем рисовать акварельными красками. Лучше использовать более темные цвета акварели: синий, черный, фиолетовый, так эффект будет более заметен. Краски берем больше, а вот воды – меньше. Берем широкую кисть, обмакиваем ее в акварельную краску или гуашь и покрываем лист бумаги крупными мазками. Краска сползет с созданного контура, так как парафин, из которого сделана свеча, жирный. Рисунок появится как по волшебству!

Рисование солью и клеем

Материал: листы бумаги с шаблонами, клей ПВА, соль, акварель, кисточки, салфетки.

Я приготовила для Вас шаблон цветочка. Аккуратно выдавливаем клей из тюбика по контуру нашего цветка. След-полоска от клея должна быть широкой.

После того как силуэт готов, нужно полоски клея засыпать солью. Соль мгновенно приклеивается к основе, немного подождать и легко стряхнуть лишнюю соль с рисунка в тарелочку.

Теперь нужно придать нашему цветочку яркость и выразительность, окрасив ее акварелью. Можно дождаться высыхания, а можно рисовать и по - мокрому. Обмакнем кисточку в воду и наберем на нее выбранный нами цвет. Слегка проведем по силуэту, и соль, впитав окрашенную воду, придаст цветочку желаемый нами цвет.

Соль сама впитывает цветную воду, потому кисть должна быть достаточно мокрой. Результат виден сразу и сам процесс рисования очень интересен.

Рисование нитками

Нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага. Опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

- Уважаемые коллеги, я познакомила вас только с некоторыми нетрадиционными техниками рисования, которые нравятся воспитанникам нашего детского сада. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

Рефлексия

Я прошу вас дать оценку моему мастер-классу, если он вам понравился и вы будете использовать в своей работе продемонстрированные мной нетрадиционные техники рисования, то прикрепите к мольберту веселые цветы, а если нет - грустные.

Размер:
23.7 Kb
Скачали:
1