Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров.
Поведение детей в различных дорожных ситуациях зависит от того, как взрослые научат детей вести себя в разных ситуациях – вблизи автобусной остановки, двигаясь по пешеходной дорожке, переходя проезжую часть по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
Поэтому главная задача педагогов - познакомить детей с правилами дорожного движения, сформировать у них навыки правильного поведения в любых ситуациях, связанных с дорожным движением. А так как дети все лучше запоминают в игровой форме, педагоги разработали игровое пособие, с помощью которого знакомство детей с ПДД будет занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
Цель: формирование основ безопасного поведения вблизи проезжей части и посредством игровой деятельности.
Задачи:
Многофункциональное пособие "Азбука юного пешехода" соответствует принципам ФГОС ДО и современного подхода к обучению детей, а именно:
Дидактическое пособие "Азбука юного пешехода" предназначено для использования детьми с ОВЗ в возрасте 5-8 лет с нарушением интеллектуального развития и представляет собой мобильный, полифункциональный набор разных обучающих карточек, заданий и игр развивающей направленности.
Пособие представляет собой объемную папку, каждая из граней которой содержит дидактическое задание, направленное на изучение и закрепление ПДД. В развернутом виде пособие представляет собой игровое поле, изображающее проезжую часть с набором атрибутов для игры.
Изготовлено из плотной коробки, дополненной разными картонными деталями для изображения проезжей части. Пособие обклеено самоклеящейся пленкой, включает в себя разные съемные игровые задания, которые находятся в отдельных конвертах и прикреплены к разным сторонам пособия с помощью липучек.
Игра "Составь знак из частей"
Цель: познакомить детей с дорожными знаками для пешеходов. Закрепить умение моделировать знаки из частей и правильно ориентироваться в них. Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук.
Состав игры: картинки с изображением знаков для пешеходов, разрезные картинки.
Игровые действия
Игра, сидя за столом. Игрок может быть один, много. Вместе с ребенком рассмотреть картинки с изображением знака. Закрепить название знака и для чего он служит на проезжей части. Предложить собрать из частей с опорой на картинку.
Усложнение:
Игра "Налево – направо"
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Состав игры: 2 игровых поля с надписями "Налево" и "Направо", картинки машинок в разных направлениях.
Игровые действия
Игра, сидя за столом. Игрок один или двое. В игре имеются два поле: 1 - надпись "Направо" и стрелка указатель на право, 2 - надпись "Налево" и стрелка указатель направо, силуэты машин в разных направлениях. Ребенок должен разложить силуэты машин на карточки в нужном направлении. Спросить, почему он положил машины на карточку с указанием "право" (лево).
Карточки "Правильно – неправильно"
Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения. Формировать правильное поведение при переходе через проезжую часть, в машине и в транспорте. Развивать внимание, зрительное восприятие. Воспитывать чувство ответственности.
Состав игры: набор картинок с изображениями правил поведения в транспорте, на пешеходном переходе, в машине.
Игровые действия
Игра, сидя за столом. Рассмотреть с детьми картинки с правилами поведением на проезжей части. Показать карточки детям по одной, прочитать надпись под картинкой, спросить, можно ли так делать и почему. Ребенок должен найти пары картинок с правильными и с неправильными поступками.
Карточки "Дорожные ситуации"
Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения. Формировать умение видеть опасные события и уметь по возможности их избегать. Развивать внимание, зрительное восприятие. Воспитывать чувство ответственности.
Состав игры: набор карточек с изображением правильными ситуациями, в зеленой рамке, и не правильными ситуациями в красной рамке.
Игровые действия
Рассмотреть картинки с изображением ситуаций на проезжей части, в транспорте, на игровой площадке, в машине. Напомнить правила поведения на дороге. Составить пары из картинок, относящихся друг другу по характерным признакам. Подсказка при составлении служит цвет контура картинки: красный – неправильная ситуация, зеленая – правильная.
Картотека с загадками о транспорте
Цель: развивать логическое мышление.
Действия: ребенок отгадывает загадку, потом смотрит картинку-отгадку.
Игра с игровым полем "Транспорт: летает, едет, плавает"
Цель: закрепить знания о видах транспорта, особенности его передвижения.
Состав игры: игровое поле с липучками: дорога, река, небо. Набор видов транспорта на липучках.
Игровые действия
Игра, сидя за столом. Ребенку предлагаются картинки транспорта и поле игровое. Ребенок накладывает картинки с помощью липучек на игровое поле, на котором разграничены поля: река, дорога, небо. Спросить у ребенка, почему транспорт называется водный. (наземный, воздушный)
Усложнение: играют три ребенка. Задание детям: один - водный транспорт, второй - воздушный, третий – наземный.
Игра "Собери машину из частей"
Цель: познакомить с частями машины. Закрепить название и значение служебных машин. Формировать умение моделировать из частей целое. Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать умение доводить начатое до конца.
Состав игры: картинки с изображением машин: скорая помощь, полиция, пожарная, спасательная. Части для составления машин.
Игровые действия
Игра, сидя за столом. Рассмотреть картинки с изображением машины. При беседе закрепить название служебных машин и для чего они нужны. Предложить собрать из элементов машину, по принципу разрезных картинок.
Усложнение:
Картотека "Дорожные правила в стихах"
Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения. Закрепить умение правильно и безопасно переходить через проезжую часть.
Действия: Рассмотреть картинки с изображением правил поведения на дороге и познакомить в доступной форме для детей с правилами поведения в транспорте, в машине, на игровой площадке и при переходе через проезжую часть. При беседе уточнить у детей знания о правилах поведения на дороге.
Игровое поле "Город"
Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения при переходе через проезжую часть по регулированному и не регулированному пешеходному переходу, о светофоре, о знаках для пешеходов. Формировать представление о сигналах светофора и последовательность цветов. Упражнять в умении решать дорожные ситуации. Воспитывать внимательного пешехода.
Состав игры: макет улицы города, силуэты домов, набор машинок, набор мини кукол. Набор знаков "Пешеходный переход". Светофор - 2 штуки.
Игровые действия
Игра, сидя за столом. Ребенок раскладывает на игровое поле макеты города, расставляет знаки перед пешеходным переходом, светофоры. На проезжую часть ставит машины в определенном направлении. На тротуаре расставляет куколок.