Картотека пальчиковых игр для детей с нарушением зрения

В работе представлена картотека пальчиковых игр для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста по темам:

  • животные;
  • растения;
  • строительство, дом, быт;
  • дружба, игра;
  • времена года, природные явления.

Животные

Кошка

Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,

- Ноготки - царапки. (Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи)
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки

Козел

- Вот какой козел рогатый! -
- Рожки делают ребята.
- Вот какие рожки
- У козла Тимошки!

- Встрече Тимофей не рад -
- Грозно смотрит на ребят.
- Уходите, вас не знаю:
- Забодаю, забодаю! (Пальчиками изображаются козлиные рожки)

Киска

- Киска ниточки мотала (вращять руками, как бы наматывая нить на клубок)
- И клубочки продавала. (вытянуть обе ладони вперед)
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня! (показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)

Кошка и мышка

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки. (пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо, (ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад)

Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

Подставляй ладошку, расскажу про кошку!

Подставляй ладошку (Вытягиваем вперед руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку (Гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (Шевелим пальчиками)

Будем пальчики считать! (Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три четыре-пять! (Поочередно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак, (Сжимаем пальцы в кулак)

А вот – ладошка. (Разжимаем их)
На ладошку села кошка! (Ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадется потихоньку, ("Пробегают" пальчиками по руке до плеча)

И крадется потихоньку… (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живет
Мила мышку там найдет!

Собака

Исходное положение. Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в "щепоть", имитируя собачью пасть.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.

Козочка

Шел старик дорогою (идти пальчиками по стол)
Нашел козу безрогую. (показать пальчиками рога)
Давай, коза, попрыгаем, (постучать пальчиками по столу)

Ножками подрыгаем.
А коза бодается, (снова показать рога)
- А старик ругается. (погрозить пальчиком)

Барашки

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков.

Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.

Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

Лошадка

Одной рукой я травку рву, (выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками)
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня. (вытянуть руки вперед)
- Вот сколько пальцев у меня! (и повернуть ладонями вверх)

Ёжик

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (сложить пальцы замком)
На спине иголки
очень-очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,
нам колючки показал, (повертеть ежика вправо и влево)
А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие
На спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

Ёжик

Жил в лесу колючий ёжик,
Был клубочком и без ножек.
Ёж колючий, но не злючий!

Ёжик, ёжик колкий
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок!

Ёжик

Под березой, на пригорке (руки вытянуты вверх, пальцы разведены; жест – горка)
Старый ёж устроил норку. (ёж - переплести кончики пальцев; норку – показать ладошками)
А под листьями лежат (жест – спят)
Двое маленьких ежат. (маленькие – ладошками показать; ежата – переплетенные кончики пальцев)

Мальчик – пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ёжика в иголках,

Встретил белочку, лисичку,
Встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (загибаем пальчики при перечислении)

Мышонок

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
"Ура, все собирайтесь, обедать пора!" (разжимаем кулачок)

Заяц и кочан капусты

Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)

Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (заяц грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст

И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)

Белка

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. (загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)
Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять. ("Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук)
Там живет лиса. (Рукой показать хвост за спиной)
Там живет олень. (Пальцы рук разведены в стороны)

Там живет барсук. (Кулачки прижать к подбородку)
Там живет медведь. (Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя)

Индюк

Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук "идут" по столу)

Улитка

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

Улитка-улитка,
Отвори калитку,
Выходи из дома,
Будем знакомы!

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок "наружу" – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

Улитка-улитка,
Высуни рога,
Дам пирога!

Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – "улитка" будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

Улитка-улитка, пошли гулять! (На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго)
Поползли, поползли, поползли… ("Улитка" ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, "ракушку" она за собой тащить не может, "ракушка" незаметно исчезла)
Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!)

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены "щепотью". Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны)
То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)

Строительство, дом, быт

Помощник

Топором дрова колю (имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)
А потом пилой пилю. (имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)
Отнесу их бабушке, (показать ладоши)
Чтоб испечь оладушки. (похлопать ладонями друг о друга)

Дом

Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу. (соединить кончики пальцев обеих рук)
Строю я высокий дом, (поднять выпрямленные ладони вверх)
Буду жить я в доме том. (похлопать ладонями)

Дом и ворота

На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук делают "крышу")
Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота")
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются)
В этот домик приглашаем. (крыша)

Домик

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.

Строим дом

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат) (Пальцы соединить, показать "крышу")
Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем. (Вращать кисти рук)

Пять и пять

Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть. (Сжимание - разжимание пальцев рук)
Повернулись, улыбнулись, (Вращение кистей рук)
В кулачок опять свернулись. (Вот какие молодцы. Стучать кулачками)

Дружба, игра

Прогулка

Пошли пальчики гулять, (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу)
А вторые догонять. (По столу "бегут" указательные пальцы)
Треть пальчики бегом, (Средние пальцы)

А четвертые пешком. (Безымянные пальцы)
Пятый пальчик поскакал (Касаться стола ритмично обоими мизинцами)
И в конце пути упал. (Хлопнуть кулаками по столу)

Наперегонки

Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять,
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки. (Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами)

Дружба

Дружа в нашей группе
Девочки и мальчики. (Соединять пальцы в "замок")
С вами мы подружим
Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять -
Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)

Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок")
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)

Пальчики

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Пальчик-мальчик

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим - в дудочку дудел.

Потешка "Братья"

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди ...
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Потешка "Ну-ка, братцы, за работу"

Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять. (Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы)

Пальчики уснули

Пальчики уснули, (Сжать пальцы правой руки в кулак)
В кулачок свернулись.
Один! Два! Три! Четыре! Пять!

Захотели поиграть! (Пошевелить всеми пальцами)
Разбудили дом соседей,
Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять – Отогнуть пальцы один за другим на счет.
Веселятся все! (Покрутить обеими руками)

Но пора обратно всем: (Загнуть пальцы левой руки один за другим)
Десять, девять, восемь, семь
Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся. (Загнуть пальцы правой руки)
Четыре, три, два, один, (Поднять обе руки, сжатые в кулаки)
Снова в домиках мы спим.

Растения

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне, (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки. (Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Засолка капусты

Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вверх-вниз)
Мы морковку трем, (Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим, (Имитировать посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)

Квасим капусту

Это что еще за куст? (Стоя, руки перед грудью в "замке")
Это что еще за хруст?
Куст "распружинился", подрос (руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…)

Детям очень нравится!
Как же мне без хруста, (Тут наша "капуста" вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой)
Если я – капуста?

Мы капусту рубим, рубим, ("Рубим капусту" на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте)
Мы капусту солим, солим, (Обе руки сложены щепотью и "солят")
Мы капусту мнем, мнем, (Сжимаем и разжимаем кулаки)

А морковку трем, трем, (Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой)
Все перемешаем! (Перемешиваем – в горизонтальной плоскости)
В бочки набиваем (Ладонь на ладони, "уминаем" капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти)

В погреб опускаем. (В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони)
Эх, вкусная капуста! (Выпрямляемся и гладим себя по животу)

Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю (Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки складываете перед собой чашечкой)
Будет полное лукошко. (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой)

Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот)
Легким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках "убегают" как можно дальше)

Репка

Репку мы сажали, ("роете" пальчиками в детской ладошке лунку)
Репку поливали, (показываете пальчиками, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)

Хороша и крепка! (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)
Тянем-потянем, (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем, (потрясли кистями рук)

Кто же нам поможет? (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.

Времена года, природные явления

Зима

Снег зимой летает (опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами)
Тихо отдыхает. (руки ладонями вниз разводим в стороны)
Я его жалею и в ладонях грею. (Одна ладонь нак5рывает другую - "лепим снежок"; дуем на руки)

К нам приедет Дед Мороз, (Гладим подбородок - "поглаживаем бороду")
Привезет подарков воз. (Рисуем руками полукруг)
И конфеток два мешка (Обе руки перед собой ладонями вверх)

Для меня и для дружка. (Сначала прижимаем правую руку к груди, затем отводим в сторону - "показываем на друга")
Один, два, три, четыре, пять (разгибаем пальцы по очереди)

Мы во двор пришли гулять:
Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли. (движения соответственно тексту)

Гроза

Закапали капли, (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)

Пошел град, (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния, (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой. (прячем руки за спину)

Солнышко

Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить

Малых деток веселить. (Пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки,
Спрятались лучики. (Пальчики прячутся в кулачок)

Размер:
39.11 Kb
Скачали:
28