"Умная гимнастика" для воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Родители обычно уделяют много времени развитию интеллекта, речи ребенка, обучению его чтению, письму и счету. Некоторым детям очень тяжело дается освоение таких навыков как:

  • чтение, понимание прочитанного и пересказ;
  • списывание текста с образца и написание слов под диктовку;
  • счет в уме.

Наряду с этим у многих дошкольников, испытывающих сложности в образовательной деятельности, имеются речевые нарушения. Ежедневные занятия и многократные повторения порой не дают прогрессирующей положительной динамики в развитии навыков. И тогда занятия с ребенком превращаются в мучение для родителя и ребенка.

Как можно помочь ребенку в данной ситуации?

Наш мозг и тело взаимосвязаны. Выполняя специальные физические упражнения, можно влиять на развитие когнитивных функций (в том числе и речь). У ребенка с нарушениями речи необходимо развивать межполушарное взаимодействие.

Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое отвечает за выполнение своих особых функций. Левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, операции с числами и перечнями, линейные представления. Правое полушарие отвечает за пространственную ориентацию, воображение, трехмерное и целостное восприятие, мечты, ритм, цвет.

Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, тогда ведущее полушарие берет основную нагрузку на себя, а другое полушарие блокируется. Важно, чтобы полушария работали слаженно, синхронно.

Инструктором физкультуры составлен комплекс упражнений утренней гимнастики для дошкольников старшего возраста с нарушениями речи. Данная гимнастика включает в себя нейропсихологические, глазодвигательные и дыхательные упражнения.

Чем полезен данный комплекс упражнений:

  • тренирует межполушарное взаимодействие;
  • улучшает координацию и ориентацию в пространстве;
  • тренирует внимание и память;
  • благоприятно влияет на развитие мышления и речи;
  • развивает восприятие схемы тела (схемой тела психологи называют создаваемое мозгом человека внутреннее представление о собственном теле, его модель).

Комплекс упражнений

Начинаем гимнастику с глазодвигательных упражнений. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие и активизировать процесс обучения.
И.п. - стойка ноги врозь, руки вниз.

"Часики"

Движение глазами вправо — влево (6-8 раз), затем вверх — вниз (6-8 раз), голову удерживаем прямо. Круговые движения глазами по часовой и против часовой стрелки (всего 6 раз), ребенок может помогать себе, рисуя в воздухе, указательным палец на вытянутой руке круг, и глазами следит за движением пальца.

Сильно сжать закрытые глаза, досчитать до 5; открыть глаза и досчитать до 5. Выполнить 6 раз.

Упражнение № 1 "Наклоны, повороты головы"

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс;

1 - наклон головы вправо;
2 - и.п.;
3 - наклон головы влево;
4 - и.п.

5 - поворот головы вправо;
6 - и.п.
7 - поворот головы влево;
8 - и.п.

Выполнить 3-4 повторения. Упражнение выполнять в спокойном, плавном темпе.

Упражнение № 2 "Пальчики"

И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед, пальцы врозь;
1 - соединить пальцы правой и левой руки перед грудью (точно соединить кончики пальцев: большой палец с большим, указательный с указательным, средний со средним и т.д.);

2 - и.п.;
3 - соединить пальцы правой и левой руки перед грудью;

4 - стойка ноги врозь, руки в стороны, пальцы врозь;
5-8 - то же.

Выполнить 2-3 повторения. По мере усвоения детьми упражнения увеличивать темп выполнения.

Упражнение № 3 "Повороты туловища"

И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны;
1 - поворот туловища вправо;
2 - поворот туловища влево;
3-4 - то же.

Выполнить 3 повторения по 10-12 поворотов.

Упражнение № 4 "Колено - локоть"

И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны;
1 - поднять правое колено, левым локтем коснуться правого колена;
2 - и.п.;

3 - поднять левое колено, правым локтем коснуться левого колена;
4 - и.п.

Выполнить 6-8 повторений.

Упражнение № 5 "Ласточка"

И.п. - стойка ноги вместе, руки в стороны;
1 - поднять правую ногу вперед;
2 - отвести правую ногу назад с наклоном вперед;

3-7 - удерживать равновесие;
8 - и.п.

Выполнить по 2-3 повторения с правой и с левой ноги.

Упражнение № 6 "Лягушка"

И.п. - упор присев;
1 - прыжком упор лежа;
2 - и.п.;

3 - выпрыгнуть вверх, поднять руки через стороны вверх с хлопком над головой;
4 - и.п.

ыполнить 6-8 повторений.

Упражнение № 7 "Велосипед"

И.п. - сед, опора на локти;
Поднять ноги и имитировать вращение педалей велосипеда вперед - 10 раз, назад - 10 раз.

Упражнение № 8 "Лодочка"

И.п. - лежа на животе, руки вверх;
1- поднять прямые руки и ноги от пола;
2-7 - покачивающие движения вперед назад;
8 - и.п.

Выполнить 2 повторения.

Дыхательное упражнение "Воздушный шар"

И.п. - лежа на спине, ладони на животе;
1, 2, 3 - сделать вдох через нос, надувая живот;

4 - задержка;
1, 2, 3 - шумный выдох через рот, втягивая живот;
4 - задержка.

Повторить 4 раза.

Дыхательное упражнение "Зевок"

Это упражнение позволяет мгновенно обогатить кровь кислородом, освободиться от избытка углекислоты. Зевок ускоряет кровоток в сосудах головного мозга, улучшает кровоснабжение легких, повышает тонус организма, создает импульс положительных эмоций.

Закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрягите ротовую полость, как можно ярче представьте, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Во время зевка поднимаем руки вверх, в стороны и потягиваемся всем телом.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, физкультура