Индивидуальная программа реабилитации и абилитации разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 11".
Данная программа индивидуального сопровождения составлена на ребенка-инвалида по зрению 14.12.2018 г.р.
Цели и задачи ИПРА
Цель ИПРА для ребенка-инвалида – создание образовательной среды, обеспечивающей дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение им особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психо-эмоциональное благополучие слабовидящему ребенку, осуществляющему жизнедеятельность в условиях трудностей зрительного отражения и суженной сенсорной системы.
Задачи:
- обеспечить профилактику и преодоление воспитанником имеющихся вторичных отклонений, развитие у него компенсаторных возможностей;
- обеспечить освоение воспитанником основных видов детской деятельности;
- развивать сенсорно-перцептивную, двигательную, коммуникативную деятельности в условиях суженной сенсорной основы;
- способствовать реабилитации ребенка с инвалидностью, его социализации как слабовидящего дошкольника;
- способствовать гармоничному развитию ребенка в условиях сенсорной недостаточности, проявлению им индивидуальных способностей, возможностей и готовности к самовыражению и самореализации;
- обеспечить благоприятный психологический климат (внутрисемейный, в группе, в образовательном пространстве ДОУ) личностного развития ребенка.
Особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития
Особенности социально-коммуникативного развития ребенка:
- недостаточный опыт социальных контактов и трудности установления связей с окружающими. Ребенок часто насторожен, недоверчив.
- определенная зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума. В контакт с детьми вступает осторожно, с напряжением.
- снижена эмоциональная отзывчивость в общении с детьми. Ребенок замкнут, малообщителен, не уверен.
- наблюдаются трудности освоения двигательного компонента умений и навыков общения, взаимодействия, игровой деятельности, пространственной организации для его поддержания.
- особенности социально-коммуникативного развития ребенка обусловлены недостаточным запасом представлений и знаний об окружающей действительности, недостаточной социализацией как механизма формирования и функционирования личности. Ребенку свойственна общая пассивность и сниженный психо-эмоциональный тонус.
Особенности познавательного развития:
- суженый кругозор представлений, их низкое качество с позиции оценивания полноты, дифференцированности, осмысленности, обобщенности образов;
- малая познавательная активность;
- не сформирована целостность и константность зрительного восприятии. Не узнает предметы и их изображения по части, контурные и силуэтные изображения предметов;
- не достаточно усвоены сенсорные эталоны и действия по их использованию;
- не сформировано устойчивая связь между эталоном формой и словом. Из геометрических форм знает круг и квадрат, из цветов спектра выделяет красный и зеленый; определяет величину предметов по общему объему: определяет большую и маленькую игрушку;
- не владеет способами ранжирования нескольких элементов, различных по величине, в возрастающем или убывающем порядке;
- наглядно-образное мышление развито недостаточно, легче даются задания, выполняемые в наглядно-действенном плане, проводит элементарные обобщения;
- дифференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруднена, обобщения производятся в более суженной сфере опыта;
- при узнавании малознакомых предметов внутренние и существенные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдаленные связи; сравнения чаще всего проводит по второстепенным признакам, которые наиболее ярко отражены в предметах и изображениях.
Особенности речевого развития слабовидящего ребенка:
- своеобразие и трудности развития чувственно-моторного компонента речи;
- недостаточная выразительность речи;
- бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов;
- малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Особенности физического развития слабовидящего ребенка:
- недостаточный уровень физического развития;
- бедный двигательный опыт, малый запас двигательных умений и навыков, своеобразие формирования двигательных умений (прямое подражание невозможно);
- трудности освоения подвижных игр большой подвижности;
- трудности формирования навыков правильной ходьбы;
- выраженное снижение двигательной активности, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки.
Общие сведения о воспитаннике
Выписка из ИПР: Воспитание и обучение по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением зрения. В психологической помощи, оказываемой в образовательной организации не нуждается.
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. Создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается, в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Содержательный раздел
Адаптационная программа для ребенка-инвалида по зрению публикуется в сокращении. Скачать полную версию программы вы можете по ссылке ниже
Михайлова Олеся Сергеевна, учитель-дефектолог МБДОУ Детский сад № 11 г. Еманжелинск
programma.rar
Размер:
67.53 Kb