Программа индивидуального сопровождения ребенка-инвалида по зрению (ИПРА) в освоении адаптированной основной образовательной программы

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 11".

Данная программа индивидуального сопровождения составлена на ребенка-инвалида по зрению 14.12.2018 г.р.

Цели и задачи ИПРА

Цель ИПРА для ребенка-инвалида – создание образовательной среды, обеспечивающей дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение им особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психо-эмоциональное благополучие слабовидящему ребенку, осуществляющему жизнедеятельность в условиях трудностей зрительного отражения и суженной сенсорной системы.

Задачи:

  • обеспечить профилактику и преодоление воспитанником имеющихся вторичных отклонений, развитие у него компенсаторных возможностей;
  • обеспечить освоение воспитанником основных видов детской деятельности;
  • развивать сенсорно-перцептивную, двигательную, коммуникативную деятельности в условиях суженной сенсорной основы;
  • способствовать реабилитации ребенка с инвалидностью, его социализации как слабовидящего дошкольника;
  • способствовать гармоничному развитию ребенка в условиях сенсорной недостаточности, проявлению им индивидуальных способностей, возможностей и готовности к самовыражению и самореализации;
  • обеспечить благоприятный психологический климат (внутрисемейный, в группе, в образовательном пространстве ДОУ) личностного развития ребенка.

Особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития

Особенности социально-коммуникативного развития ребенка:

  • недостаточный опыт социальных контактов и трудности установления связей с окружающими. Ребенок часто насторожен, недоверчив.
  • определенная зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума. В контакт с детьми вступает осторожно, с напряжением.
  • снижена эмоциональная отзывчивость в общении с детьми. Ребенок замкнут, малообщителен, не уверен.
  • наблюдаются трудности освоения двигательного компонента умений и навыков общения, взаимодействия, игровой деятельности, пространственной организации для его поддержания.
  • особенности социально-коммуникативного развития ребенка обусловлены недостаточным запасом представлений и знаний об окружающей действительности, недостаточной социализацией как механизма формирования и функционирования личности. Ребенку свойственна общая пассивность и сниженный психо-эмоциональный тонус.

Особенности познавательного развития:

  • суженый кругозор представлений, их низкое качество с позиции оценивания полноты, дифференцированности, осмысленности, обобщенности образов;
  • малая познавательная активность;
  • не сформирована целостность и константность зрительного восприятии. Не узнает предметы и их изображения по части, контурные и силуэтные изображения предметов;
  • не достаточно усвоены сенсорные эталоны и действия по их использованию;
  • не сформировано устойчивая связь между эталоном формой и словом. Из геометрических форм знает круг и квадрат, из цветов спектра выделяет красный и зеленый; определяет величину предметов по общему объему: определяет большую и маленькую игрушку;
  • не владеет способами ранжирования нескольких элементов, различных по величине, в возрастающем или убывающем порядке;
  • наглядно-образное мышление развито недостаточно, легче даются задания, выполняемые в наглядно-действенном плане, проводит элементарные обобщения;
  • дифференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруднена, обобщения производятся в более суженной сфере опыта;
  • при узнавании малознакомых предметов внутренние и существенные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдаленные связи; сравнения чаще всего проводит по второстепенным признакам, которые наиболее ярко отражены в предметах и изображениях.

Особенности речевого развития слабовидящего ребенка:

  • своеобразие и трудности развития чувственно-моторного компонента речи;
  • недостаточная выразительность речи;
  • бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов;
  • малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Особенности физического развития слабовидящего ребенка:

  • недостаточный уровень физического развития;
  • бедный двигательный опыт, малый запас двигательных умений и навыков, своеобразие формирования двигательных умений (прямое подражание невозможно);
  • трудности освоения подвижных игр большой подвижности;
  • трудности формирования навыков правильной ходьбы;
  • выраженное снижение двигательной активности, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки.

Общие сведения о воспитаннике

Выписка из ИПР: Воспитание и обучение по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением зрения. В психологической помощи, оказываемой в образовательной организации не нуждается.

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. Создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается, в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Содержательный раздел

Адаптационная программа для ребенка-инвалида по зрению публикуется в сокращении. Скачать полную версию программы вы можете по ссылке ниже

Размер:
67.53 Kb
Скачали:
15

Метки к статье: детский сад, ОВЗ