Многие дети нередко испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Они скованы, замкнуты, не уверены в себе.
В этом случае, в работе с детьми, театрализованная деятельность позволяет педагогу, решать различные задачи: коррекционно-развивающие, воспитательные и образовательные.
Где через интересную, доступную для ребенка деятельность, с помощью перевоплощения он может попробовать быть разным: послушным и озорным, страшным и милым.
Вместе с героями, разыгрывая события, дети учатся сочувствовать, переживать. У них формируется опыт социально-приемлемого поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Те, кто теряется даже при рассказывании стихов, в театрализованной постановке, вместе с детьми будет чувствовать себя увереннее. Именно в театрализованной деятельности создается атмосфера сотрудничества педагога с детьми.
А умелая организация, создает условия для творческого самовыражения, способствует развитию эмоциональной, нравственной сферы ребенка. И конечно, готовясь к выступлению, дети знакомятся с окружающим миром через познание, анализ, обобщения.
Возрастная группа: дети 4-5 лет.
Цель: формирование умений детей разыгрывать элементарную инсценировку сказки, точно отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Задачи:
Подготовительная работа:
Костюмы: сороки (для взрослого), зайца, медведя, лисы, волка, бабочки. Для детей участвующих в танце цветов: ободки с цветочком, зеленые пелеринки, по два искусственных цветочка. Макет – мусорный контейнер. Домик для зайчика. Деревце, кустик. Корзина, плед, набор для пикника: пластиковые бутылки, стаканчики, пакет молока, конфеты – крупные, в фантиках.
Музыкальный фрагменты: для выхода лисички, медведя; марша зверей, танца цветов, полета бабочки. Музыкальная, подвижная игра – ускорялочка "Ёлочки – пенечки".
Формы работы
Жила-была сорока – белобока. Летала она по лесу, много чего видела, много чего слышала. И вот что она рассказала.
Действие первое
Сорока: Однажды в нашем лесу произошел такой случай. В гости к зайчонку пришли его друзья.
(Музыкальный фрагмент "выход лисы". Выходит лисенок)
Лисенок: Тук-тук.
Зайчонок: Кто там.
Лисенок: Это я, Лисенок.
Зайчонок: Привет Лисенок! Рад тебя видеть!
(Музыкальный фрагмент "выход медведя". Выходит медвежонок)
Медвежонок: Привет Зайчонок! Привет Лисенок!
Зайчонок: Здорово, что вы пришли ко мне в гости. Давайте пойдем в лес, устроим там пикник. Надо с собой взять корзину с едой.
Медвежонок: Хорошая идея!
(Звери по-очереди кладут в корзину продукты. Отдельно показывая каждый предмет и называя его)
Возьмем с собой бутылку молока, конфет, стаканчики, бутылку с водой, йогурт, плед.
Сорока: И отправились друзья в лес.
(Музыкальный фрагмент: марш зверей. Звери маршируют, друг за другом. Медвежонок несет корзину)
Сорока: Наши друзья пришли на красивую полянку.
(Дети цветы, выбегают и строятся в круг)
Танец цветов
Зайчонок: Какая красивая полянка!
Медвежонок: Давайте на ней отдохнем.
(Лисенок и медвежонок расстилают плед. Зайчонок собирает цветы. Затем все вместе садятся вокруг пледа и делают вид что едят, при этом разбрасывая все по сторонам)
Лисенок: Как хорошо мы поели!
Зайчонок: Теперь хочется поиграть.
Медвежонок: Я знаю одну веселую игру "елочки – пенечки" Давайте друзья поиграем.
(музыкальная, подвижная игра – ускорялочка "Ёлочки-пенечки")
Медвежонок: Здорово мы поиграли и отдохнули, пора возвращаться домой. (Звери собирают корзину, плед и под музыку уходят домой)
Действие второе
Сорока: На следующий день звери проснулись в хорошем настроении. Им очень понравилась красивая полянка, и они решили сходить на нее еще раз. Но подойдя к самой полянке, они услышали странные звуки…
Волчонок: Ой, ой, ой. Как больно! (Звери подбегают к волчонку. Удивляются. Гладят его)
Медвежонок: Что с тобой случилось?
Волчонок: Я бежал по лесу, но кто-то разбил бутылку, и я поранил лапку. (Звери помогают ему подняться)
(Звучит фрагмент "Бабочка". Вылетает бабочка. Летает вокруг сорванных цветов. Присаживается, закрывает лицо руками, плачет. Звери подходят к бабочке)
Лисенок: Бабочка. Почему ты плачешь?
Бабочка: Прилетела я на полянку, хотела отдохнуть, собрать нектар и покушать, но все цветы завяли!?
(Звери поворачиваются друг к другу. Хватаются за голову)
Звери вместе: Что же мы наделали?
Лисенок: Простите нас друзья.
Зайчонок: Нам было весело, и мы забыли о других.
Звери вместе: Прости нас полянка!
Медвежонок: Я знаю, что надо сделать! Нам нужно все за собой убрать!
(Звери убирают мусор в мешок. Встают друг за другом и маршем возвращаются к домику Зайчика и выбрасывают мешок к макету "мусорный контейнер")
Все вместе артисты произносят стих.
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нем в двойне приятен!
В конце все артисты выходят на поклон.
Артикуляционные упражнения
Цель: разминка артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Чистоговорки
Цель: отработка звукопроизношения, развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания.
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи
Цель: Способствовать развитию умения интонационно выразительно проговаривать фразы.
Упражнение на отработку изменения тембра голоса.
Ритмопластика
Цель: развивать двигательные способности, чувства ритма; пластическую выразительность; воображение в пластической импровизации; передавать элементарные игровые образы и их характеры движениями.
Упражнения на развитие навыков выразительности исполнительского мастерства. (Развивать воображение, выразительность жестов, движение, мимику, позу)
Игры на выражение эмоций
Этюды "Игра в стихи"
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Этюды - упражнения под музыку
Цель: Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, мелодии.
Артикуляционные упражнения
Цель: разминка артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
"Лопаточка"
Язычок широкий, гладкий - получается лопатка!
"Иголочка"
Язычок наш, как иголка. Не ленись - уколет колко.
"Лопаточка-иголочка"
На счет "раз-два" чередовать упражнения "Лопаточка" и упражнение "Иголочка".
"Хоботок"
Цель: Выработать движение губ вперед.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их опускаю,
И на место возвращаю.
"Лягушонок"
Цель: Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану,
И не, сколько не устану.
"Сказка про язычок"
Жил-был язычок. Вот такой. (показали - спрятали язычок)
Жил он в домике (показали зубы, губы в улыбке), а вокруг домика стоит крепкий забор с воротами. (губы "трубочкой")
Ясным утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз).
Погода была чудесная и побежал он вокруг домика гулять. (провести язычком по губам)
Ему было весело и стал прыгать (цокать). Увидел язычок качели и решил покачаться (Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку)
Вверх - вниз, вверх - вниз. Ты качаться не ленись! Вверх - вниз, вверх - вниз.
Чистоговорки
Цель: отработка звукопроизношения, развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания.
Олки – олки – олки - по лесу рыщут волки.
Чата – чата – чата - голодные волчата.
Ра–ра–ра - для волчат нора.
Са–са–са - рыжая лиса.
Ты–ты–ты - хвост пушистый у лисы.
Се–се–се - кушать хочется лисе.
Веди–веди–веди – сюда идут медведи.
Жата-жата-жата - играют медвежата.
Чата-чата-чата - трусливые зайчата.
Су-су-су - белочка живет в лесу.
Ло-ло-ло - у белочки дупло.
Жи-жи-жи - в траве бегают ежи.
Жата-жата-жата - ищут гриб ежата.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи
Цель: способствовать развитию умения интонационно выразительно проговаривать фразы.
Детям раздаются карточки с изображением смайликов с разными эмоциями, с которыми нужно произнести слово или фразу: спокойно, радостно, с обидой, в страхе и т.д.
Педагог: давайте попробуем говорить слова и фразы с разными чувствами и интонацией.
Упражнение на отработку изменения тембра голоса
Педагог: Киска, как тебя зовут?
Ребенок: Мяу! (Нежно)
Педагог: Стережешь ты мышку тут?
Ребенок: Мяу! (Утвердительно)
Педагог: Киска, хочешь молока?
Ребенок: Мяу! (С удовлетворением)
Педагог.: А в товарищи щенка?
Ребенок: Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо../)
Ритмопластика
Цель: развивать двигательные способности, чувства ритма; пластическую выразительность; воображение в пластической импровизации; передавать элементарные игровые образы и их характеры движениями
Примеры пластических тренингов
Скульптор
Дети разбираются по парам, один из них – скульптор, другой – пластилин.
Скульптор придает телу - пластилина нужную форму, ребенок легко поддается и фиксирует форму.
Героев сказки, домашних питомцев, можно предложить скульптуре "ожить" и подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями.
Зеркало
Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – "живой" человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало копирует их.
Игра упражнение "Ты на месте повернись и в лисенка (медвежонка, зайчонка и т.д) превратись" - развитие навыка выразительности движений в соответствии с образом.
Игра "Мы не скажем, а покажем"
Один ребенок – водящий, выходит за дверь, остальные дети (по очереди, с помощью педагога), придумывают движение – действие. Водящий, возвращается и спрашивает: "Дети, где вы были?" Дети отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем". Водящий пытается отгадать, что делают дети.
Упражнения на развитие навыков выразительности исполнительского мастерства
Развивать воображение, выразительность жестов, движение, мимику, позу.
Игра "Угадай животное по движению"
Цель: Развивать артистизм, воображение, умение перевоплощаться.
Ход игры
Считалкой выбирается водящий, который уходит за ширму, где из представленных картинок выбирает, какое животное он будет показывать. Далее ребенок выходит из-за ширмы в образе животного с картинки и двигается, стараясь показать характерные движения, повадки - пантомиму. Остальные должны отгадать, что именно показал водящий. Кто отгадает, становится водящим.
Игры на выражение эмоций
- Как можно изменить себя, чтобы быть похожим на лису, или на - волку, на козу? (с помощью костюма, маски, прически)
- А без костюма можно превратиться, скажем, в ветер, в дождик? А в бабочку?
- Что поможет нам, друзья? (движения)
Игра "Говорим без слов"
А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да.
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жеста жду.
Слова для показа жестами: "Думаю", "здравствуйте", "отстань", "тихо", "нет", "да", "нельзя", "до свидания".
- Что такое мимика? (выражение нашего лица)
Бывает, без сомнения,
У людей разное настроение.
Его я буду называть,
А вы попробуйте показать.
Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.
Этюд
- Попробуем жестами рассказать небольшую историю, которая приключилась в лесу.
Только в лес мы вошли, появились комары.
Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.
На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!
Игра "Превращения"
Цель: развитие воображения, изобретательности, смелости, фантазии.
Детям предлагается "превратиться" в кусты, деревья, цветы, игрушки, инструменты, фрукты, овощи, ягоды, хлеб и т.д. Педагог произносит: "Мы входим (небольшая пауза, чтобы собирать внимание) в спортивный магазин.
Раз... Два... Три. После команды "три" каждый изображает предмет, меняя свою позу так, чтобы тело напоминало задуманный предмет.
Этюды "Игра в стихи"
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Вот большой сердитый гусь.
Очень я его боюсь!
Защищая пять гусят,
Щиплет больно он ребят.
Громко гусь шипит, гогочет,
Защипать ребяток хочет!
Гусь уже идет на нас!
Убегайте все сейчас!
И помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода, до буфета.
Подтолкнет – и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа.
Притаился чуть дыша…
Коротка кошачья лапа, -
Не достать карандаша!
Этюды - упражнения под музыку
Цель: Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, мелодии.
Выполнять движения в соответствии с характером музыки. Использовать музыкальные фрагменты, разного характера.