Цели:
Задачи:
развивать у детей сноровку, поворотливость, внимание, настраивать и улучшать скорость реакции;
развивать умение двигаться в колоне, действовать согласованно.
Актуальность знакомства детей с народными играми своей страны очень велика на современном этапе развития нашего общества. Люди все реже вспоминают культуру наших предков, не проявляют интерес к русскому народному творчеству, культуре, не могут различать народные промыслы.
Многовековая история русских народных игр дает современным детям представление о том, как жили и во что играли их предки. Игровой опыт передавался из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В них много шуток, соревновательного задора, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, потешками. Они сохраняют художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой материал.
Мы предлагаем вашему вниманию русскую народную игру "Коршун и наседка". Эта восточнославянская игра, характерная для Троицко-семицкого и Купальского празднований. В конце XIX века игра была распространена по всей Российской империи, как среди славян, так и среди иных народов.
Коршун и ворон в народных песнях являются поэтическим воплощением образа. Ведущие в игре могут называться по- разному: дед и мать с детьми; коршун и мать-наседка; коршун и курица-матка; хозяин и коршун; ворон и наседка, журавль и матка, ворон и матка с красной дочкой или красной панночкой; гусь и матка-гусыня. Конец игры мог в разных местностях сильно варьироваться.
Мы с педагогами ознакомились с разными вариантами этой игры. Мы использовали вариант, который предложил Александр Власьевич Терещенко - российский этнограф, библиограф, литературоведом, археолог. Познакомив детей с оригинальным вариантом игры, концовку мы немного изменили, адаптировав ее, учитывая принцип возрастных особенностей.
Считалочкой дети выбирают коршуна и наседку.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три!
Это верно будешь ты!
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг коршуна и поют:
Вокруг коршуна хожу,
По три денежки ношу:
По копеечки,
По сопелочки.
Наседка подходит и говорит:
Коршун! Бог помочь.
Коршун отвечает: Не слышу.
Дети опять ходят вокруг него и поют: Вокруг коршуна хожу…
Потом останавливаются, и наседка с коршуном завязывает диалог:
- Коршун! Бог помочь.
- Спасибо.
- Коршун, что ты делаешь?
- Рою землю да яму.
- На что роешь яму?
- Денежку ищу.
- На что денежку?
- Иголку купить.
- На что тебе иголку?
- Мешочек сшить.
- На что тебе мешочек?
- Камешки класть!
- Зачем тебе камешки?
- В твоих детей шугать!
- Они буяны, я их перебью.
- Они мои дети, я не допущу: ши, ши, коршун! В конце фразы дети - "цыплята" прячутся за Наседку.
Играющие становятся в затылок друг за другом и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает "наседку", все остальные - "цыплята".
"Коршун" старается схватить "цыпленка", стоящего последним в цепи, "наседка" же всячески мешает этому, преграждая "коршуну" путь разведенными в сторону руками. Все играющие помогают "наседке", перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от "коршуна".
Если "коршуну" удается схватить "цыпленка", игра прекращается. "Коршун" идет в начало цепи и становится наседкой, пойманный "цыпленок" становится новым "коршуном".
Игра увлекательная, доставляет детям множество положительных эмоций. Способствует сплочению детей в группе.